Режиссер Роман Виктюк: "У Гумилева и Ахматовой была сексуальная несовместимость"

Режиссер Роман Виктюк: "У Гумилева и Ахматовой была сексуальная несовместимость"
Режиссер Роман Виктюк: "У Гумилева и Ахматовой была сексуальная несовместимость"
18 декабря Роман Виктюк представит свой новый спектакль "Отравленная туника", который он поставил по малоизвестной пьесе Николая Гумилева. Роман Григорьевич круглыми сутками репетирует, восхищенный личностью поэта, воина и Дон Жуана Николая Гумилева. Режиссер хотел успеть выпустить премьеру 26 августа, в день расстрела Гумилева в 1921 году (по делу так называемого "Таганцевского заговора"), но спешить не стал.

С "Экспресс-газетой" Роман Григорьевич делится своими размышлениями об ярких личностях "серебряного века".

- Я несколько удивлена вашим вниманием к личности и пьесе предельно лаконичного Николая Гумилева. Неужели он, такой уверенный в себе, "злой", как писала Ахматова, - ваш герой?

- Гумилев - стопроцентный герой, рыцарь. Перед расстрелом читал Гомера. Шел на казнь без страха. Шутил. По одной из версий даже поблагодарил палачей за смерть. Признаюсь, что раньше я не был почитателем его стихов. Мысль обратиться к его сочинениям возникла у меня во время работы над спектаклем "Мандельштам". Анна Ахматова, в которую безумно был влюблен Мандельштам, отвергла его самым жестоким образом. Мандельштам переживал неразделенную любовь к Ахматовой до конца жизни. Я читал письма, дневники Ахматовой, чтобы побольше узнать об их отношениях, и, разумеется, всегда наталкивался на Гумилева. Думал: что же это за нахал?

Саломея_Полина Королева
Саломея. Фото: Полина Королева

- Возможно, вы поняли - почему распался самый знаменитый поэтический брак 20 века - Гумилева и Ахматовой?

- Из-за сексуальной несовместимости. Ахматовой в постели не нравился Гумилев, и это было причиной их быстрого охлаждения друг к другу.

- Откуда вы это знаете?

- Ахматова мне рассказала. Ну, глупая, что же ты спрашивает - откуда я это знаю? Разве есть сомнения в моем пророческом даре?

- Худрук театра Вахтангова называет вас "гениальным авантюристом и мистификатором". В интервью он рассказал мне о том, что во время репетиции в Молодежном театре Вильнюсса вы гоняли его, а он сопротивлялся.

- Римас был весьма средним актером. Я не выбирал его на роль - это сделали до меня. Но я разглядел в нем талант режиссера и отправил с рекомендациями в ГИТИС, на режиссерский факультет.

Саломея_фото Полины Королевой_3
Саломея. Фото: Полина Королева

- Вернемся к Гумилеву... Перед смертью он написал стихи: " В час вечерний, в час заката Каравеллою крылатой Проплывает Петроград...И горит на рдяном диске Ангел твой на обелиске". Значит он верил в ангелов? А вы верите?

- Конечно, Гумилев верил в ангелов - ведь он был верующим человеком. И я верю в ангелов. Даже не верю, а слышу шелест их крыльев. Видите, сколько в моем кабинете здесь книг, и все они ангельские. Я собрал в своем кабинете столько ангелов! Здесь нет ни одной темной книги.

- Так много книг Марины Цветаевой и о Марине Цветаевой. Она - любимая?

- Она гениальная, но не великая. Поэзия покинула ее незадолго до смерти. Для нее это была самая большая трагедия, которая привела ее к самоубийству. Цветаева перестала быть поэтом.

Саломея_фото Полины Королевой_5
Саломея. Фото: Полина Королева

- Почему это случилось?

- Марина Ивановна израсходовала свой гений на мужчинах. Поэтическую силу любви она отдала мужчинам. Дело в том, что плотская любовь разрушает связь с небом, и делает поэзию тяжелой. К большому сожалению, плотская любовь Марины Цветаевой не лучшим образом отразилась на ее позднем творчестве. Плоть наполняет поэзию материей, а материя - это зло мира. К тому же Марина Цветаева, которую я очень люблю, совершило то, что сама себе простить не смогла. Она жила со своим сыном - Муром.

- Роман Григорьевич, а вы это откуда знаете?

- Долгая история. Я общался с сестрой Марины Ивановны Анастасией и она подтвердила мое предположение, которое я не придумал, а взял из дневников, воспоминаний, свидетельств. Посмотрите мой спектакль "Федра" по пьесе Марины Цветаевой, и там все это есть.

Мелкий бес_репетиции_И5
Мелкий бес, репетиции

- Марина Цветаева в своем эссе "История одного посвящения" описывает Мандельштама как беззащитного, доброго ребенка, который обожал сладкое, и мухи не мог обидеть. Роман Григорьевич, как вы поняли - каким человеком был Мандельштам?

- Для меня Мандельштам - чистый, искренний ребенок, который ни на что не претендует, ничего из себя не изображает, не носит маски и самое главное - умеет любить. В своем спектакле "Мандельштам" я рассказываю о любви Мандельштама и его жены Надежды Яковлевны.

- Значит он заслужил любовь?

- Одно из доказательств этой любви - Надежда Яковлевна все стихи Мандельштама сохранила в памяти. Из-за ареста, ссылки Мандельштам не мог записывать тексты, и Надежда Яковлевна их выучивала. Благодаря ей до наш дошла последняя поэзия Мандельштама. Задумайтесь о том, что эти влюбленные жили в аду, настоящем аду, свято веря в то, что о них вспомнят как о примере настоящей любви.

ТРВ_Мелкий бес_репетиции_И1
Мелкий бес, репетиции

- Книг Мандельштама в вашей библиотеке немного, почему?

- Помню наизусть, как помнила Надежда Яковлевна.

- В одном интервью вы назвали Бродского "последним поэтом 20 века".

- Бродский - последний из поэтов, кто осознавал себя исключительно поэтом, и, конечно, был им. Но в его поэзии есть доля материи.

- В чем отличие поэта духа от поэта материи?

- Там, где материя, там и политика, и государство, и голова. В поэзии Мандельштама нет "головы". Он слышал музыку, голоса свыше и передавал их в виде стихов. У Мандельштама сразу возникало озарение, и тут же выкрикивал строки, чтобы не забыть. Если внимательно послушать как Мандельштам читает свои стихи, легко уловить, что он был проводником божественных сил, и поэтому он физически не мог написать "Оду" Сталину. На дифирамбы способны только поэты материи.

- Зачем диктатору Сталину нужно было гнобить, отправлять на край света чистого лирика Мандельштама? Он ведь не угрожал власти?

- Причина в том, что Сталин тоже писал стихи, и считал себя равным по таланту мастеру Мандельштаму. Это было соревнование поэтов. Дуэль Сталина и Мандельштама. Поэт убит, как были убиты Пушкин и Лермонтов, но он заслужил место на небе и бессмертие. В начале 19 и 20 веков была вспышка энергии талантов в России, благодаря которой родились Пушкин, Лермонтов и поэты серебряного века. Финал этой вспышки божественной энергии - Мандельштам. Он - последний поэт духа. Сейчас Земля не получила творческую энергию, и это настораживает.

Роман Виктюк
Роман Виктюк. Фото: globallookpress.com

- Роман Григорьевич, самый сложный вопрос: за что такая мученическая жизнь, страшная смерть, и нет даже могилы Мандельштама? Ведь он был очень хорошим человеком. Разве это справедливо? Где правда?

- И нет могилы Гумилева. Если бы Мандельштам перестал владеть поэтическим словом, это было бы для него мукой. Но он оставался поэтом до последней секунды. Поэтому отчаяния в жизни Мандельштама не было. Талант дается как испытание, а не как награда, и если художник выдерживает это испытание, то энергия его творчества уходит на небо, и не исчезает, в противном случае, она попадает под землю, и превращается в тлен и прах. Только с неба возвращается энергия на Землю, а из-под земли ничего не возвращается.

- Можно ли спасти мир от гибели?

- Мир катится в пропасть, и это уже не остановить.

- Неоднократно вы были на гастролях в США. Любите ли вы Америку?

- Америку - не люблю. Но я ехал к русским эмигрантам, которые любят мои спектакли, и для меня это главное. Нью-Йорк – столица Дьявола, и моя душа не принимает этот город.






Изменяли, стрелялись, шли на аборт: Опасные связи нашей богемы
Хайруллина боится играть Ахматову