Театр ШДИ на Сретенке приглашает в ад
В театре «Школа драматического искусства» премьера — «Макбет» в постановке Александра Огарева. Спектакль идет в уникальном зале «Глобус» — аналоге шекспировского театра. Тот, кто не был в нашем «Глобусе», много потерял. Создан он из пород ценного дерева, с тремя ярусами, ложами, сценой-трансформером и балкончиками, где тоже играют артисты. Девиз шекспировского «Глобуса» — «Весь мир — театр» — соответствует и постановке Александра Огарева. Идет жесточайшая борьба за роли — королей, генералов, жен правителей, любимых, и вся наша жизнь, по большому счету, уходит на игру. Александр Огарев так подробно, даже научно показывает ад в спектакле «Макбет», что невольно задаешься вопросом: «Неужели я так старался, что-то изобретал, выкручивался ради того, чтобы загреметь в ад?»
Герои огаревского «Макбета» цитируют английского поэта и художника Уильяма Блейка. Блейк — автор иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Англичанин находился под огромным влиянием шведского ученого и мистика Эммануила Сведенборга. Сведенборг, проживший долгую жизнь, странным образом путешествовал по мирам, и об этом рассказал в своей книге «О небесах, о мире духов и об аде». Книга есть в интернете. Между прочим, умная Татьяна Толстая не сомневается в том, что Сведенборг на самом деле был и в аду, и в чистилище. Ученый описывает ад, управляемый отнюдь не Дьяволом, а Божественным благом, как пространство в три яруса. Таким образом, театр «Глобус « по форме и структуре — подобие ада. В нем отбывают наказание не только предатели, клеветники, убийцы, извращенцы, самоубийцы, но и себялюбцы и эгоисты.
«Я видел людей могущественных и властвовавших в мире из любви к себе, брошенных среди самых низких существ в аду», — пишет Сведенборг.
Генерал, а потом король, Макбет (актер Илья Козин) и его Леди (Алина Чернобровкина) — законченные эгоисты. Он и она убивают конкурентов, свидетелей, детей, женщин исключительно ради своих желаний и наслаждений. У них даже нет высокой идеи — кроме власти и богатства. Но таких, как они, среди нас — тьма. Более того, других и нет. Каждый из нас все делает ради себя, любимого, и плевать на мир, Бога, ближнего. Все мы без вариантов попадем в ад.
«Человек после смерти таков, какова была его жизнь на Земле», — утверждает Сведенборг.
Шекспировских героинь Джульетту, Офелию, Дездемону режиссер Огарев отправляет в ад служить ведьмами. Напомним, что у Шекспира в «Макбете» — три ведьмы, которые во многом «замутили» эту историю с серийным убийцей Макбетом и его женой. У каждой из героинь Шекспира была предрасположенность к смерти, что в итоге сказалось на их адской доле. Но в финале спектакля за хорошую службу в аду ведьмы получили право на полет в небеса. Они поднимаются над третьим ярусом — и уже там... Но в аду они не только принимали покойников, но и «грызли гранит науки». Старшая ведьма Гетана (Александрина Мерецкая) — циничная и суровая наставница, которая называет учениц «дурами-дурами-дурами». Когда-то бесполое создание Гетана была Макбетом, и по памяти прошлой любви (Сведенборг пишет, что каждый из нас даже в аду «помнит свою любовь») освобождает от ужасных мук, судорог, припадков, кошмаров леди Макбет. Исцеленная леди Макбет посвящается в ведьмы.
Ад, с его тремя ярусами, живет по законам круга, с бесконечными возвратами и вращениями вокруг своей оси. Даже взлетевшие на небо рано или поздно упадут на землю, и все начнется сначала. Земля — круглая. Ад — круглый... И только небеса не имеют формы.
Сегодня среди нас гуляют новые «макбеты», «офелии», «гетаны». Но есть и светлые личности, которые не окажутся в аду, потому что они не страдают гордыней, тщеславием и манией преследования. Будущий правитель Малкольм (Дмитрий Репин) специально наговаривает на себя, чтобы невольно не обманывать, не обольщать, не обещать «золотых гор». В результате он окажется достойным правителем, который сделает много добра для народа. Малкольм любит не себя, а своих друзей, своих воинов, свою Шотландию и жизнь. Он — не трагик по своей природе, хотя уже столько увидел и испытал горя, а комик...
Его враг Макбет в инвалидном кресле напоминает больного Ленина в Горках. Неизбежные ассоциации, что вождь Октябрьской революции — тоже в аду. В спектакле Александра Огарева Макбета не жаль, потому что он не человек, а исчадие ада, вечная Гетана. Тогда как леди Макбет еще как жаль. У нее хватило смелости убить себя, тогда как Макбет не только не мог остановиться, но и уверовал в то, что он — сверхчеловек (в спектакле звучат тексты Ницше)
В спектакле Огарева «Макбет» — блистательные актерские работы. Вся огаревская «Лаборатория Ежедневного самовозгорания» принимает участие в спектакле. Между ними такие же нити партнерства и соперничества, как и у героев «Макбета». Но со светлым гением — Александром Огаревым — каждый актер подавляет в себе эгоизм, и весь свой талант направляет на взаимодействие с другими и общий результат спектакля. Не спектакль, а рай. Хотя и про ад.