Картины, что приносят смерть

Многие «запорожцы» умерли после выставки
Многие «запорожцы» умерли после выставки
Самые мистические и страшные произведения живописи

Каждый, кто хоть немного интересуется живописью, держит в памяти картины, от которых ему становится не по себе. Многих, например, в детстве пугала «Неизвестная» Крамского, от взгляда которой, казалось, некуда деться. Кому-то жутковато от его же мертвенно-бледных «Русалок», а кто-то не может без содрогания смотреть, как Иван Грозный убивает сына - в знаменитой интерпретации Репина.

Кстати, в отношении картин Ильи Ефимовича первыми заподозрили неладное его современники. Закончив позировать мастеру, Корней Чуковский с неудовольствием пробурчал: «Когда Репин написал мой портрет, я в шутку сказал, что, будь я суевернее, ни за что не решился бы позировать. В его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского - Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского - Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д’Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и скончался».

Илья Репин
Илья Репин. Фото: Getty Images

Репин вообще был большим мастером по умерщвлению своих героев. Писатель Всеволод Гаршин бросился в пролет лестницы после того, как Илья Ефимович написал с него этюд головы царевича для картины «Иван Грозный убивает своего сына». Почти все друзья, которых живописец запечатлел на другом знаменитом полотне - «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», по разным причинам умерли сразу после того, как работа была представлена на выставке. Поняв, что наделал, художник в ужасе закрасил на ней изображение собственного сына.

Знакомый Репина, который терпеть не мог жестокого премьер-министра Столыпина, в шутку попросил его скорее взяться за его портрет. По какому-то роковому совпадению Саратовская дума вскоре заказала ему такую картину. Когда портрет главы правительства был закончен, тот уехал в Киев, где его застрелил масон Мордехай Богров.

Поскольку место рядом с дамой свободно, «Неизвестная» - это дорогая проститутка, «камея», полагали современники Крамского
Поскольку место рядом с дамой свободно, «Неизвестная» - это дорогая проститутка, «камея», полагали современники Крамского

Понятно, что после пугающих совпадений число заказов у именитого живописца резко пошло на убыль, а поэт Константин Волошин даже обвинил его в том, что он подсознательно вкладывает в свои картины агрессию. Эта мысль прозвучала и на суде над студентом Абрамом Балашовым, который в 1913 году в порыве ярости искромсал «Ивана Грозного». Не многие знают, что Репину долго не удавалось написать «живую» кровь, сочащуюся сквозь пальцы отца-убийцы. И лишь когда художник увидел ее на лице попавшей под карету женщины, сразу примчался домой и несколькими мазками «оживил» ее на полотне.

Известно: когда кровь людей или животных вытекает из тела, то в первые минуты выделяет излучение особой силы. Пятна крови, безумный взгляд убийцы и повлияли на психику Балашова. Сам художник вспоминал о наваждениях, которые преследовали его, когда он писал «Грозного»: «Работал как завороженный. Минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины. Прятал ее. Но что-то гнало меня к ней, и я опять работал. Порой пробирала дрожь, а потом чувство кошмара притуплялось…»


Повенчаны смертью

На картине Кипренского «Девочка в маковом венке» («Мариучча») изображена десятилетняя Анна-Мария Фалькуччи, дочка натурщицы. Художник опекал девочку, устроил в школу при монастыре. Когда Мариучча подросла, он принял католичество и тайно с ней обвенчался. Но через четыре месяца умер. А Мариучча вскоре родила дочь Клотильду Кипренскую, чей след, к сожалению, затерялся.

Для своей картины «Офелия» Джон Миллес уговорил позировать, лежа в ванне, Элизабет Сиддал, возлюбленную художника Росетти. Ванну подогревали свечами под ее днищем. Но вода все равно быстро остывала. Элизабет подхватила воспаление легких, позже развился туберкулез. Она родила мертвого ребенка, потом у нее начались сильнейшие боли, от которых она спасалась опием. Умерла от передозировки в 32 года.

Бывает и так: художник положил много сил для создания шедевра - а потом словно выдохся. Такое случилось с Алексеем Саврасовым, о чем писал историк искусства Александр Бенуа: «Вся его деятельность до появления картины «Грачи прилетели» прошла бледной, жалкой и ненужной. Дав эту замечательную и многозначительную картину, он снова ушел в тень, и последние 25 лет прожил в полном бездействии, страдая запоем, еле-еле перебиваясь продажей в подворотнях очень неважных этюдов». У Алексея Кондратьевича умерли четыре дочери, его бросила жена. В последние годы он ночевал где придется и расписывал трактиры за водку и обед. В 66 лет умер от белой горячки в больнице для бедных.


В огне не горят

Есть ряд картин, вполне безобидных при первом рассмотрении. Но если проследить их историю, выясняется, что с ними тоже связаны загадочные происшествия.

«Плачущий мальчик» В 1950-е годы испанский художник Джованни Браголин, работая над портретом ребенка, сделал натурщиком маленького сына. Чтобы вызвать нужную эмоцию, отец одну за другой зажигал спички перед лицом малыша. Художник знал: тот панически боится огня. Естественно, пацан разревелся и крикнул сквозь слезы: «Гори сам!» Вскоре сын умер от пневмонии. А его папаша действительно трагически погиб во время пожара.

Ребёнок-беда
Ребёнок-беда

История получила продолжение в 1985 году в Северной Англии. В нескольких домах почти одновременно произошло возгорание, были жертвы, но странным образом во всех случаях не тронутой оставалась репродукция той самой картины. Об этом написала британская газета The Sun. И тут же хлынул поток писем, где люди рассказывали о подобных странностях. Владельцам репродукций предложили прислать их в редакцию. В результате «плачущими мальчиками» оказался завален огромный стол.

Картинки хотели сжечь на крыше редакции, но решили не шутить с огнем и вывезли за город. И после этого сообщения о возгораниях прекратились!

«Водяные лилии» Клода Моне притягивают пожары
«Водяные лилии» Клода Моне притягивают пожары

«Водяные лилии» импрессиониста Клода Моне тоже приносят несчастье. Когда художник с друзьями выпивал по случаю окончания работы над картиной, в мастерской что-то вспыхнуло. Пламя быстро залили вином и забыли о происшествии. А зря. В кабаре на Монмартре картина провисела всего месяц. А потом заведение выгорело дотла. «Лилии», которые почти не пострадали, купил немецкий меценат и астролог Оскар Шмитц. Через год сгорел его дом. А полотно опять чудом уцелело.

В 1958-м картину перевезли в Нью-Йоркский музей современных искусств, где через четыре месяца тоже полыхнуло. Сейчас картина находится в частной коллекции, хозяин которой буквально помешался на противопожарной безопасности.


Петров-Водкин предвидел блокаду Ленинграда

Развитая интуиция, умение чувствовать то, что другим недоступно, делает творческих людей своего рода провидцами. Автор картины «Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин с юности обладал этим даром.

Когда Кузя был подростком, ему нравилась сестра знакомого гимназиста - темноволосая Леля. Кузя ходил за девочкой по пятам и однажды на Покров, когда все играли в предсказания судьбы, взял ее за руку и произнес: «Зиму вы не переживете». В январе Леля умерла от скарлатины. Родившуюся в 1922-м дочку Кузьма Сергеевич назовет Еленой - в память о первой любви.

Похожая история произошла с родственницей художника. «Мне кажется, я не увижу больше бабушку Арину», - поделился Кузьма с матерью. И оказался прав: когда он грыз гранит науки в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, старушка умерла.

Натюрморт с селёдкой (1918 г.)
Натюрморт с селёдкой (1918 г.)

А ведь именно Арина Игнатьевна стала первой ценительницей таланта внука. Маленький Кузя Водкин намалевал «пейзаж» найденными в кладовке красками и показал бабушке. Та приладила его к надгробию деда.

Озарения посещали художника всю жизнь. В первые годы советской власти, когда и холста было не достать, Петров-Водкин на обратной стороне клеенки нарисовал скудный революционный ужин: селедку, четвертушку черного хлеба и две картофелины. «Это паек блокадного времени», - произнес мастер, предвещая блокаду Ленинграда.


«Черный квадрат» вместо иконы

Российские ученые, исследуя фантомные образы картин, пришли к выводу, что наиболее мощной отрицательной аурой обладают «Девятый вал» Ивана Айвазовского и «Черный квадрат» Казимира Малевича. С творением Малевича связана такая история. Оно впервые было показано на футуристической выставке в Петрограде в 1915 году. Холст висел в «красном углу» - под потолком, там, где православные помещают иконы. Шла Первая мировая, и многие увидели в «Квадрате» символ будущей катастрофы. Кстати, похороны самого художника превратились в фарс: его тело с раскинутыми руками везли на платформе грузовика в гробу в виде креста. А на капоте траурным знаком висел «Черный квадрат».

Художник сам спроектировал себе гроб, назвав его «супрематическим саркофагом». Так он выглядел
Художник сам спроектировал себе гроб, назвав его «супрематическим саркофагом». Так он выглядел. Фото: Jesko Hirschfeld

От греха подальше

Картины, вызывающие беспокойство, тщательно изучаются специалистами. Химики исследуют краску и холст, физики - воздействие солнечных лучей на изображение, парапсихологи ходят вокруг полотен с биорамками. Ничего сверхъестественного эксперты, как правило, не обнаруживают. Но феномен-то никуда не делся: все равно страшно!

- Несколько лет назад в Эрмитаже изъяли из экспозиции древнюю икону с изображением Христа. Сотрудники жаловались, что длительное пребывание возле иконы вызывает плохое самочувствие, - рассказывает искусствовед Маргарита Ахмедова. - Несколько смотрительниц из этого зала скоропостижно умерли. Специалист, которому я ассистировала, провел экспертизу и установил: икона распространяет энергию, заставляющую человеческий мозг вибрировать на большой частоте. А это может вынести не каждый.

21 мая 1935 года прах Казимира Малевича предали земле у подмосковной Немчиновки, установили памятник в виде квадрата. Во время войны место захоронения затерялось
21 мая 1935 года прах Казимира Малевича предали земле у подмосковной Немчиновки, установили памятник в виде квадрата. Во время войны место захоронения затерялось. Фото из издания: Казимир Малевич. 1878-1935.

К аналогичным выводам в разное время приходили и другие исследователи: в Новой и Старой пинакотеке в Мюнхене, в Лувре, других галереях устанавливали приборы, фиксирующие движения глаз зрителей и время, проведенное у картины. Было доказано, что в ряде картин явно присутствует какая-то энергия. Но как она повлияет на зрителя, неизвестно. Поэтому, если какое-то полотно вызывает у вас дискомфорт, уйдите от него подальше. Не играйте с судьбой.

Читайте также: