Темная лошадка и чужак новый худрук "Современника"

Темная лошадка и чужак новый худрук "Современника"
Фото: Global Look Press
Сегодня представление труппе театра 'Современник' нового худрука - Виктора Рыжакова. Представление проходит в закрытом режиме - без участия прессы.

Поскольку театр - это не МИД, а публичное пространство, освещаемое СМИ самым открытым образом, возникают вопросы о таинственности вхождения нового руководителя в театр. Представления новых худруков, даже самых неоднозначных, как Константина Богомолова в театре На Малой Бронной, были открытыми. В случае с Владимиром Машковым и театром Табакова - специально собирали прессу. Такая же картина и с назначением Сергея Женовача худруком МХТ имени Чехова. Тишина как сегодня с Рыжаковым происходила с назначением Эдуарда Боякова худруком МХАТ имени Горького вместо Татьяны Дорониной.

Назначение было и остается по сей день неоднозначным и скандальным. Напрашивается вывод, что приход Виктора Рыжакова в 'Современник' чреват некоторыми реакциями со стороны коллектива 'Современника', которые не желательны для передачи СМИ. Виктор Рыжаков - режиссер известный, но не такой масштабный или медийный, как Сергей Женовач или тот же Константин Богомолов. Рыжакова знают в 'узких кругах' театралов, тогда как первый зритель, пришедший в кассу 'Современника' купить билеты, понятия не имеет - кто такой Виктор Рыжаков. В 'Современнике' он не работал. К истории театра отношения не имеет.

На фото новый худрук "Современника" Виктор Рыжаков с единственной дочерью Сашей. Где мать дочери - никто не знает. Жену Рыжакова никто не видел.
На фото новый худрук "Современника" Виктор Рыжаков с единственной дочерью Сашей. Где мать дочери - никто не знает. Жену Рыжакова никто не видел. Фото: facebook.com

Школу-студию МХАТ, на базе которого возник театр, не заканчивал. Рыжаков - чужой для 'Современника'. Если Машков - свой для театра Табакова, Сергей Женовач - для МХТ (и спектакли ставил, и премию Станиславского возглавляет), и даже у Богомолова есть точки соприкосновения с театром На Малой Бронной (он учился у Андрея Гончарова, который в одно время руководил этим театром), то почему выбор пал на Рыжакова - большой вопрос.

В 'Современнике' до последнего надеялись на назначение 'правой руки' Галины Волчек Сергея Гармаша. Он - мхатовец, он - свой, он - верный театру, он - семейный (его семья тоже работает в 'Современнике'), но не случилось. Думали, что другу театра и мужу актрисе труппы Ольге Дроздовой Дмитрию Певцову удастся убедить московскую власть, что он может руководить театром. Есть еще актер Иван Стебунов, который руководил театром в Новосибирске. Не надо сбрасывать со счетов амбициозную Чулпан Хаматову. Но случилось то, что случилось - место худрука занял Виктор Рыжаков.

'ЭГ' попыталась выяснить - кто стоит за этим назначением? Грубо говоря, кто же покровительствует Виктору Рыжакову?

У Виктора Рыжакова есть три близких друга, приближенные к власти. Первый - писатель Захар Прилепин. Рыжаков - одним из первых стал пропагандировать и популяризировать Прилепина в театре. Он даже на свой курс в Школе-студии МХАТ брал только тех абитуриентов, кто читал произведения Прилепина. Второй покровитель Рыжакова - режиссер Сергей Пускепалис. Когда Пускепалис был помощником художественного руководителя МХТ имени Чехова Олега Табакова, он даже приютил Рыжакова в своем кабинете. Когда Пускепалис стал другом Захара Прилепина и отправился с ним в Донбасс, на него неожиданно посыпались сказочные предложения.

На фото новый худрук "Современника" Виктор Рыжаков с единственной дочерью Сашей. Где мать дочери - никто не знает. Жену Рыжакова никто не видел
На фото новый худрук "Современника" Виктор Рыжаков с единственной дочерью Сашей. Где мать дочери - никто не знает. Жену Рыжакова никто не видел. Фото: facebook.com

Пускелис стал главным режиссером МХАТ имени Горького при Эдуарде Боякове, а с лета этого года худруком старинного Ярославского Драматического театра имени Волкова. Рыжаков еще с первых дней театра 'Практика' дружит с его основателем - Эдуардом Бояковым. Взлет на театральный Олимп Боякова - он возглавляет МХАТ имени Горького, - главная интрига всего театрального 2019 года! Еще одна нерадостная причина - выбора Рыжакова: катастрофический дефицит театральных режиссеров, способных возглавить театр. Вопрос - к ректору ГИТИСа Григорию Заславскому: почему прославленный режиссерский факультет не готовит смену своим мастерам? Неужели кроме выпускников ГИТИСа давних лет - Римаса Туминаса, Сергея Женовача, Миндаугаса Карбаускиса, Сергея Пускепалиса - нет достойных режиссеров-лидеров?

На кресло худрука 'Современника' могла претендовать Марина Брусникина. Она - выпускница Школы-студии МХАТ, свой человек в 'Современнике', знаток и мастер современного театра и что  что немаловажно - женщина. Была бы прекрасная преемственность - после Галины Волчек приход опытной и родной Марины Брусникиной. Но Марина Брусникина после смерти своего мужа Дмитрия Брусникина возглавила театр 'Практика' и под ее авторитет правительство Москвы на развитие театра выделило приличный бюджет, за который она в ответе.

Виктор Рыжаков имеет небольшой опыт руководящей деятельности - театрального центра Мейерхольда. Но сравнить руководство знаменитого театра 'Современник' с одним из театральных центров Москвы - смешно!

Посмотрим - как покажет себя Виктор Рыжаков в 'Современнике'. Этот театр чужаков не любит. Но в театре много молодежи, которая всегда настроена на перемены. Виктор Рыжаков много работал с молодежью и опираться он будет на нее в 'Современнике'.






30 апреля в Театре на Трубной покажут спектакль «Тётка Чарлея»
В Новом Театре под руководством Эдуарда Боякова премеьра: «Анна Ревякина. Во имя отца»