Ведьма Анастасия Вертинская и ее эксперименты с Михалковым, Ефремовым, Градским

Личная жизнь Анастасии Вертинской
Анастасия Вертинская в роли Маргариты в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита»
80 лет назад Михаил Булгаков внес последнее изменение в роман «Мастер и Маргарита». Он остановился на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?» Через две недели писатель скончался. Роман экранизировали пять раз.

Один из самых успешных российских режиссеров Николай Лебедев и его продюсеры не отказываются от намерения экранизировать роман «Мастер и Маргарита» с применением самых высоких технологий. Правда, их опережает Баз Лурман, который уже приобрел права на голливудскую экранизацию. Идет кастинг на роль Маргариты.

Первая отечественная исполнительница роли Маргариты — Анастасия Вертинская — отметила 75-летний юбилей. Она снималась в фильме совершенно голой, хотя ей уже было за 40.

Полет голой Маргариты в 50 лет

Для многих это был шок — согласие Анастасии Вертинской сыграть Маргариту в экранизации режиссера Юрия Кары. Наследница знаменитой фамилии, простите, не девочка, в чем мать родила летает на метле над Москвой. Вертинская отказалась от дублерши и все делала сама. Юрий Кара буквально неделю назад объяснил мне свой выбор актрисы на роль главной героини.

— Все просто: Анастасия Вертинская — самая настоящая ведьма. Посмотрите на ее раскосые глаза, лицо, — рассказывал Юрий Кара.

Режиссер продолжал:

— Она не только ведьма, но еще и очень хитрая женщина. Настояла на том, чтобы Мастера играл тогда молодой Виктор Раков. Все для того, чтобы на его фоне выглядеть моложе. А я хотел на роль Мастера Олега Янковского. Они были бы красивой парой.

Знаменитый фотограф Валерий Плотников еще до Кары вычислил Анастасию Вертинскую: «Настя про себя совершенно точно знала и в узком кругу нередко повторяла, что она — ведьма», — сказал он в одном из интервью.

Личная жизнь Анастасии Вертинской
Анастасия Вертинская в роли Маргариты в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита»

Как настоящая ведьма, она обожала смелые эксперименты и шла на них, невзирая ни на что. До Маргариты снялась в мистическом триллере Андрея Харитонова «Жажда страсти» по роману Брюсова, где были и страшные сцены смерти, и откровенные эротические сцены. Андрей Харитонов незадолго до своего ухода, сидя в ресторане сына Анастасии Вертинской, Степана Михалкова, «Ваниль» (жил в двух шагах от этого ресторана, в доме на Остоженке), давал мне интервью, в котором акцентировал внимание на своем режиссерском дебюте.

— «Овод», «Тайна черных дроздов» — это массовое кино, а вы посмотрите мой фильм с Настей Вертинской «Жажда страсти» — и все поймете и про меня, и про Настю, — советовал Харитонов.

Андрей во время того разговора, за год до своей смерти, предположил: «С "Жаждой страсти" я вторгся в запретную зону человеческого сознания, и меня ждет за это наказание».

Романа между Вертинской и Харитоновым не было. Только дружба и партнерство. Как два очень умных, образованных человека, они часами разговаривали друг с другом, в том числе и о других жизнях и параллельных мирах.

Анастасия Вертинская ничего не боялась в искусстве. В отличие от многих она не суеверна и не религиозна.

Провальная рок-опера Александра Градского и рухнувший брак с Маргаритой

Задолго до сьемок в фильме Юрия Кары Анастасия Вертинская вдохновила своего второго мужа — музыканта Александра Градского — на создание рок-оперы «Мастер и Маргарита». Градский писал оперу 20 лет, но в результате она оказалась провальной. Все критики ее раскритиковали.

В конце прошлого года Градский выпустил книгу «The Голос», где рассказал о коротком браке с Вертинской (продлился два года):

 «С Настей познакомились на вечеринке в одном доме. Я пытался за ней при­ударить, но из этого ничего не вышло. Зато полгода спустя у меня был концерт в спортивном лагере МЭИ под Алуштой. Настя же, как выяснилось, отдыхала в соседней деревеньке с сестрой и друзьями, и кто-то ей рассказал про концерт. Ну а Крым, жара, вино, море — сами понимаете, как они действуют... Она вышла на дорогу, поймала попутный грузовик - "ЗИЛ-130" — и приехала ко мне в лагерь. В это время я, вполне кирной после ночных возлияний, сидел на берегу моря в рассуждении, не броситься ли в воду, дабы охладиться. Вдруг рядом возникает девушка в домашнем халате, поддатая, в треснутых, как у булгаковского персонажа, очках: "Вот так мы, значит, отдыхаем?"».

Я поначалу даже не понял, кто это такая. А когда понял, то очень удивился. Словом, у нас как-то сразу, без напряжения, без усилий с чьей-либо стороны, начался роман. Мы как бы слились в крымском экстазе. Попали на какую-то безумную пьянку в лагере, шатались по горам, ели барана, пили вино, прилично бухие гуляли по лесным тропинкам и просто очень сблизились... Потом я укатил в Москву — я был на своей машине, — а она должна была прилететь через пару дней. Договорились, что я ее встречу.

Однако, немного не доехав до Московской окружной дороги, я вдребезги разбил автомобиль, который перевернулся от полувстречного удара в грузовик. После чего пришлось послать Насте телеграмму, предупредив, что встретить не могу, поскольку Аннушка разлила подсолнечное масло, но я жив и здоров. Короче говоря, ее встретил и привез домой Олег Николаевич Ефремов, она тут же пересела в свою машину и приехала за мной. А мы с друзьями как раз выпивали по случаю чудесного спасения от неминуемой гибели; она посадила меня в машину и увезла к себе. Так я у нее и остался...»

Друзья Анастасии шутят, что Градский переехал в ее роскошную квартиру вместе с роялем.

Мне довелось бывать в его собственной квартире в двух шагах от Елисеевского гастронома и говорить, в том числе, и о его самой знаменитой жене.

— Думаю, что для Насти брак со мной был серьезным экспериментом. Она — женщина другого воспитания, другого круга общения... Самое интересное, что мы познакомились с Настей за полгода до нашего романа, и она мне, естественно очень понравилась. Но тогда соблазнить ее у меня не получилось. Настя просто меня не заметила. А вот спустя полгода наш роман случился. Но первая реакции Насти в отношении меня была негативной... Помню, я пытался пригласить ее на концерт, звонил ей... но, увы... А потом она сама проявила ко мне интерес, причем довольно активный. Набросилась на меня как дьяволица. В результате произошла наша с ней свадьба, и мы даже пару лет удержались вместе... Хотя мы были совершенно разными людьми... Но потянуло друг к другу, как говорится, со страшной силой... Возможно, надо было сохранить наши отношения в форме романа и не идти в официальные инстанции регистрировать брак, — размышлял Александр Градский.

Династический брак с Никитой Михалковым

Сама Анастасия Вертинская считает, чтобы была женой только Никиты Михалкова, от которого родила сына Степана. Режиссер фильма «Я шагаю по Москве» Георгий Данелия в своей книге «Безбилетный пассажир» назвал молодого Никиту Михалкова «гадким утенком». Со свойственным ему юмором он рассказал о том, как по совету старшего брата первокурсник Михалков требовал гонорар звезды — 25 рублей за смену. Данелия описал Михалкова как безотказного парнишку, которым управляли взрослые люди.

С Анастасией Вертинской Михалкова познакомил старший брат, который был влюблен в ее сестру Марианну. Никита Михалков в своей новой книге «Территория моей любви» чистосердечно рассказал о своем первом браке:

«Я очнулся на лестничной клетке этажом ниже квартиры Дыховичного. Мы стояли у окна, обнявшись, и целовались, бесконечно и неудержимо… Если бы это было летним днем, я назвал бы случившееся солнечным ударом. Я никогда потом не спрашивал Настю, что тогда произошло, как не спрашивал ее и о том, почему она пришла туда — намеренно или случайно. Смешанное чувство удивительного счастья и страшного греха меня не покидало. Мы соединились, и нам было невероятно, волшебно».

— Не оправдываю себя, но с Настей мне попросту снесло крышу, — вспоминает Никита Михалков.

В 1966 году у Никиты Михалкова и Анастасии родился сын Степан. В детстве за высокий лоб его называли Лениным. Мальчик рос с бабушкой, Натальей Петровной, и дедушкой — Сергеем Владимировичем Михалковым. Никита Михалков вынужден был спать на легендарной раскладушке у своего друга Сергея Никоненко в его коммуналке на Арбате. Об этом Никита Сергеевич тоже рассказал в своей книге. Он ушел из родительского дома, оставив там молодую жену и сына, потому что столкнулся с душевным непониманием. Никита рассказывал ей про деревню, а она смотрела на него глазами Ассоль и ждала другого принца.

Анастасия Вертинская, как многие ведьмы, не нашла счастья в личной жизни (будто бы над родовыми ведьмами тяготит проклятие несчастной любви).  Ни один из трех Мастеров, которых она сама выбрала — Михалков, Ефремов, Градский, — не стал тем самым, ради которого Маргарита принесла себя в жертву Дьяволу.






Андрей Мисин: «Пугачева вернется на свое 75-летие»
Градский знал, что Пугачева катится по наклонной, но молчал много лет: не хотел позорить