Содом и Гоморра нашего театра

Слева направо: Юрий Грымов, Максим Матвеев, Владимир Машков

Как гром среди ясного неба прозвучало заявление актера МХТ имени Чехова Максима Матвеева об уходе из легендарного театра. Корректное объяснение своего поступка — желание по-настоящему воспитывать детей от брака с Елизаветой Боярской — вызывает чувство умиления.

В истории мало примеров, чтобы по доброй воле уходили из самого МХТ. Да, Матвеев много снимается, но его партнер Константин Хабенский снимается не меньше, и детей воспитывает, но при этом из театра не уходит. «ЭГ» заглянула за театральные кулисы, и увидела отнюдь не романтическую картину этого мира.

Муж Лизы Боярской не хочет превратиться в подонка и… уходит красиво

Фото: Борис Кудрявов

Максим Матвеев — очень хороший человек. Реально хороший. Он прошел жесткий кастинг не только в актерской среде, но и на личном фронте. Его тесть — Михаил Боярский — категорически был против всех кавалеров своей прекрасной дочери, включая актера тогда театра «Ленком», обладателя самого красивого сценического голоса Сергея Чонишвили. Наш д'Артаньян публично клеймил современных мужчин за то, что они — мелкие, тщедушные и для семейной жизни не годные. Провинциальный парень, с простыми родителями, Максим Матвеев получил благословение от родителей Лизы Боярской и стал хорошим мужем для их дочери.

Два года назад Матвеев получил все театральные награды за роль в спектакле «Кинастон» в театре Табакова. Максим играл в двух родственных театрах: МХТ и в «Табакерке». Он — ученик ректора Школы-студии МХАТ Игоря Золотовицкого. Да, он не вошел в число фаворитов нового худрука МХТ имени Чехова Сергея Женовача, но и гонениям с его стороны не подвергался. В свои спектакли Женовач Матвеева не приглашал, но приглашали другие режиссеры. Новый худрук в первые же дни после прихода в театр уволил Константина Богомолова — якобы по собственному желанию, а Максим Матвеев — один из любимых артистов последнего. Кстати, сейчас Матвеев и Богомолов вместе снимаются в новом сериале «Шерлок в России».

Лет 10 назад тогда еще молодой режиссер Константин Богомолов рассказывал мне о больших интригах в МХТ и в «Табакерке». В частности, о том, что «женские роли», по большом счету, утверждает жена тогдашнего худрука Олега Табакова Марина Зудина, и в частности, она не одобрила участие актрисы Театра имени Вахтангова Анны Дубровской в постановке Богомолова. Кстати, 10 лет назад сам Константин Богомолов был таким хорошим человеком, что не верится в некоторые его нынешние фортели. Богомолов — из культурной интеллигентной семьи. Его папа — кинокритик, добрейшей души человек: лечит бездомных собак, птиц…

В последний раз я общалась с Богомоловым весной прошлого года, когда он стал худруком Театра на Малой Бронной. В его голосе появились железные нотки диктатора и легкие намеки на цензуру: мол, осторожнее со мной, новым худруком. Повторяю, что это были легкие и даже изящные пожелания. Тогда как Сергей Женовач в первые дни своего назначения худруком большого театра резко изменил стиль общения. До этого, будучи руководителем СТИ, улыбался, благодарил — милейший из милейших, добрейший из добрейших… а как только сел в кресло Табакова, так начал посылать в жесткой манере. Старейший завлит МХТ Николай Шейко сразу сказал мне в интервью, что «Женовач — очень жесткий человек, и скоро его солнечная улыбка останется в прошлом». Так все и произошло.

Максим Матвеев решил сохранить не только свою семью, но и свою душу и честь. Он не хочет льстить, унижаться, выпрашивать роли, интриговать. В интервью «Собеседнику» Матвеев сказал очень важную мысль, о которой все знают, только молчат: «Репертуарный театр в России — отжившая система». Максим Матвеев уходит красиво — по-английски. В кинематографе — другие подводные камни, но столько мерзости, подлости, «круговой поруки» как в театре, в кино нет… Жаль, что худрук театра Сергей Женовач упускает реально хорошего артиста и хорошего человека Максима Матвеева.

Владимир Машков из супермена, щедрого и доброго Вовки, превращается в диктатора

Фото: Лариса Кудрявцева

Владимир Машков не хотел работать в театре. Об этом он открыто говорил и своим коллегами, и даже своем учителю — Олегу Табакову. Актеру и другу Василию Мищенко Машков просто сказал: «На хрена мне нужен этот театр, тратить на него нервы и деньги?» Машков — самый высокооплачиваемый артист России, его гонорар после роли Давида Гоцмана в фильме «Ликвидация» — 1 миллион рублей за съемочный день (для сравнения — Евгений Миронов получает 350 тысяч рублей за съемочный день). Но после смерти Олега Табакова у Машкова не было иного выбора, кроме как согласиться возглавить театр, созданный его учителем, театр Олега Табакова.

Я хорошо знала Владимира Машкова с 2008 года. Мы общались как друзья, переписывались, перезванивались, он приглашал меня на премьеры, давал эксклюзивные интервью (в те годы Владимир Машков никому не давал интервью — единственная наша «звезда» знала себе цену, а мне давал). Вне всякого сомнения, он был крутым мужчиной и благородным человеком во всех смыслах. Отличался от всех актеров, которые не всегда ведут себя как мужчины — капризничают, портят нервы, устраивают истерики. Нынешний ректор ГИТИСа, а раньше обозреватель «Независимой газеты» Григорий Заславский однажды мне сказал: «Да, Володя, крутой — и не такой, как большинство артист-невест». Никогда не забуду, как он специально на два часа приехал из Петербурга, где снимался в фильме, в Москву, чтобы дать мне интервью к юбилею своего учителя… Пообещал и сделал.

— Володька — добрый, щедрый, — говорила кинокритик и друг Машкова Мария Безрук.

Таким он был до поста худрука в «Табакерке». Машков прощал мне все как журналисту, как другу. Он не обижался на критику своих ролей в кино. В нем не было ничего мелкого… Но Машков обиделся на меня и дал распоряжение «Не пускать в театр» после моей публикации о том, что билеты на премьеру обновленной «Матросской тишины» стоят 15 тысяч рублей. По-прежнему цены на этот спектакль — от 10 до 15 тысяч рублей. Я говорила Машкову, что это «неправильно». Он сам из небогатой семьи провинциальных актеров, и знает, что у «людей нет свободных 15 тысяч рублей на поход в театр», но ему нужна была касса. Были потрачены большие средства на ремонт театра, на тысячу зеркал, установленных в театре, и нужны были деньги. «Матросская тишина» — особенный спектакль. Он о бескорыстии любви, о бескорыстии дружбы, о жертвенности во имя детей, учителей. Но Машков делал «кассу».

Фото: Фролов Михаил/«КП»

Если бы Машков ограничился непопулярными мерами в отношении только СМИ. Он сделал все, чтобы сын его учителя — молодой артист Павел Табаков — ушел из театра, созданного отцом. Возможно, Павел Табаков — не самый лучший в мире актер, но кто мешает Владимиру Машкову передать ему свой опыт, знания, как это сделал Олег Табаков с самим Машковым, которого выгнали из Школы-студии МХАТ за драку, выгнали с позором, и которого буквально спас и сделал человеком и артистом Олег Табаков. Олега Павловича нет в живых, и Машков мог бы стать наставником его сына. Но Машков вошел в роль жесткого худрука. В новую для себя роль руководителя, начальника, царя. Он вынужден быть диктатором — иначе не удержать власть и артистов в своих руках. Таким образом, из самого гуманного, человечного, тонкого, нежного он превращается в тирана. Это очень грустно, потому что театр не стоит таких жертв. Театр не стоит того, чтобы люди продавали ему свои чистые души.

Алексей Серебряков убежал из театра как из ада

Фото: Кудрявов Борис

Один из первых и, бесспорно, самых лучших учеников Олега Табакова — Алексей Серебряков — 20 лет навсегда закрыл двери престижного «Ленкома» и сказал: «Гудбай, сцена, на веки вечные». Алексей Серебряков и умный, и верный, и хороший, и честный, и правдолюб. В актерской среде его по праву считают интеллектуалом. Он окончил школу всего с одной четверкой и был силен не только в гуманитарных предметах, но и в математике, физике. Неспроста его выбрали на роль математика и создателя пирамиды МММ Сергея Мавроди в фильме «Пирамида». После премьеры фильма Алексей Серебряков объяснил мне в интервью, почему он никогда не вернется в театр:

— Театральная конструкция слишком рискованная. Грубо говоря, если я попадаю в плохую картину, то знаю, что будет конец и прозвучит команда: «Стоп. Снято. Свободны!» И все, с картиной я прощаюсь. А вот если понимаешь, что участвуешь в плохом спектакле, то должен тянуть эту лямку, пока спектакль не умрет. Многие актеры вот так и тянут лямку, пока есть силы выходить на сцену. Эта нужда накладывает определенные обязательства, и ты становишься заложником ситуации, а я этого избегаю... Больше всего на свете боюсь стать заложником, да еще вечным заложником. Мне совершенно не хочется стать пленником театра и быть на услужении у худрука, директора. Нет ничего дороже свободы, а театр — это абсолютная несвобода.

Можно по-разному относиться к личности Алексея Серебрякова и к его высказываниям. Но он никому не причинил зла, никого не предал, не бросил. Он — верный семьянин, порядочный человек. Воспитывает приемных детей. Много занимается благотворительностью, но никому об этом не рассказывает. Он любит свою жену, свою профессию, людей и свободу.

Стали ли лучше другие ученики Олега Табакова — Евгений Миронов, Сергей Безруков, Ирина Апексимова — после того, как возглавили театры, — сложный вопрос. Все они были очень хорошие людьми. Прекрасными. Насчет порядочности Сергея Безрукова — большие сомнения. Не суди – не судим будешь, но как не судить, если вся публика, СМИ невольно переживали за бывшую супругу Сергея Безрукова — Ирину Безрукову. Он бросил ее после того, как погиб ее единственный сын — Андрей. В свое время увел Ирину у отца ее ребенка — очень хорошего человека Игоря Ливанова, и бросил, когда нашел другую. Изменял во время брака — у Безрукова дети от другой женщины. А ведь Ирина не просто была женой и актрисой театра. Она много сделала для театра полезного. Например, под ее руководством Губернский театр оснащен специальной техникой, позволяющей глухим детям смотреть спектакли… Можно все свалить на любовь, но порядочность и сострадание никто не отменял.

Юрий Грымов начал рулить «Модерном» с дресс-кода

Фото: Кудрявов Борис

Каким образом деятель рекламы Юрий Грымов стал худруком театра «Модерн» — покрыто мраком. У него нет вообще никакого диплома о высшем образовании. Этакий самоучка. Он снял несколько фильмов, поставил один спектакль в РАМТе, и получил назначение возглавить театр в 2018 году. Я хорошо знала Юрия Грымова и много раз брала у него интервью. Человек он специфический, но нормальный… Я была шокирована, увидев в первый же день назначения Грымова в театре, — совсем другого Грымова. Высокомерного, заносчивого. Какой же он был любезный, когда общался ради продвижения своих фильмов. А став начальником, худруком, — изменил тон.

Грымов начал свое руководство театром с введения дресс-кода для зрителей. Вспомнил, как работал манекенщиком… На тот момент он не поставил ни одного спектакля в театре — вообще ничего не сделал, но решил переодеть публику на свой вкус. Я написала об этом статью, и как следствие - приказ: «Не пускать в театр». Замечательная актриса Ирина Мазуркевич, которая снималась в фильме Юрия Грымова «Три сестры», спросила у меня: «Анжелика, неужели Юрий Грымов правда вводит дресс-код и так себя ведет?» Увы, да. Как выяснилось, дресс-код был просто рекламным трюком Юрия Грымова — привлечением внимания к театру. На тот момент бывший демонстратор одежды ничего другого придумать не мог.

Некоторые крупными театрами руководят люди абсолютно необразованные, грубые, неотесанные. В их руках огромная власть. Я была свидетелем, как директор самого знаменитого театра Москвы в приемной, где я сидела, орал матами на молодого артиста только за то, что тот открыл дверь общежития в голом виде… выбежал из ванной. Уборщица пожаловалась на него директору. Как этот директор, кстати, без высшего образования, унижал выпускница «Щуки», — не передать. Но артисты все терпят, потому что устроиться в театры сегодня невероятно сложно, а играть хочется.

27 марта — Международный день театра. Во всем мире театры зарабатывают деньги сами, и только в нашей стране театры находятся на государственном обеспечении, и это миллиарды рублей. Нужен ли театр, который из хороших людей делает плохих? Театр, где бал правит тиран?