Скобцева едва не развелась с Бондарчуком из-за Данелии
В последние годы она тяжело болела и медленно угасала в загородном доме с четырьмя собаками и котом. Но до последнего вздоха держала спину ровно и даже могла похулиганить. Из-за чего внуки и правнуки никогда не называли ее бабушкой. Только Иришей.
Ирина Константиновна всегда говорила: «Моя жизнь принадлежит Бондарчуку». Признанная красавица советского кино и правда посвятила себя легендарному мужу Сергею Федоровичу: отказывалась от ролей, чтобы помогать ему со сценариями, и хранила семейный очаг. Актриса пережила режиссера на 26 лет и умерла с ним в один день - 20 октября.
До Сергея Бондарчука у Ирины Скобцевой был журналист и публицист Алексей Аджубей. Они учились в Школе-студии МХАТ и были неразлучны два года. А потом Алексей перевелся в МГУ на журфак и стал мечтать о карьере. Он бросил Скобцеву ради сокурсницы Рады Хрущевой - дочери первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. У супругов родились трое детей. Хрущев всячески помогал зятю. Например, сделал его главным редактором газеты «Известия». А Алексей писал для тестя речи. После снятия Хрущева карьера Аджубея пошла под откос. Но Ирина Константиновна никогда не злорадствовала - ведь она нашла свое счастье в Сергее Бондарчуке.
Познакомились на троллейбусной остановке около Киностудии им. Горького. Она - молоденькая выпускница искусствоведческого факультета МГУ и студентка Школы-студии МХАТ. Он - уже зрелый и известный на всю страну народный артист, полюбившийся зрителям по главной роли в фильме «Тарас Шевченко». Всю дорогу в троллейбусе Сергей Федорович стоял, держась за поручни двумя руками и ограждая Ирину Константиновну от толчеи. Именно тогда обоих будто поразила молния. Но дальше знакомства тогда дело не пошло: Бондарчук был женат на актрисе Инне Макаровой, с которой растил четырехлетнюю дочь Наташу.
Через полтора года Сергей и Ирина встретились на съемочной площадке экранизации трагедии Шекспира «Отелло». Она играла Дездемону, он - ревнивого мавра. К слову, Скобцевой казалось, что она чересчур худая для дочери венецианского купца. Поэтому целыми днями пила молоко с маслом, чтобы потолстеть. В итоге у красавицы начался диатез - лицо покрылось буграми. Спасал грим. Скобцева жутко стеснялась, а Бондарчуку было плевать. Он влюбился в партнершу по уши, но развестись не решался. Однако даже будучи женатым, Сергей Федорович смог узаконить отношения с Ириной Константиновной.
- Изначально в сценарии «Отелло» не было сцены нашего венчания, - вспоминала Скобцева. - Режиссер Сергей Юткевич решил ее добавить уже на стадии монтажа и отправил нас с Бондарчуком в Ригу на один день. Снимали в маленьком соборчике. То ли священника не успели предупредить, что это киносъемка, то ли Сергей Федорович подстроил, но нас обвенчали по всем правилам католической церкви. И когда мы выскочили из костела, Бондарчук выкрикнул: «Ну все, Скобцева! Теперь ты от меня не отвертишься!» Потом пошли всей группой пить кофе с рижским бальзамом в кафе.
После премьеры фильма пару долго не выпускали вдвоем за рубеж, вызывали в ЦК КПСС по морально-этическим вопросам. Но нотации чиновников не помогли, и Бондарчук переехал к Скобцевой.
Забеременеть старались всем домом
В любой истории всегда есть две правды. Так и в нашей. Инна Макарова до конца жизни не могла простить Бондарчуку его уход к Скобцевой и неоднократно называла Ирину Константиновну хищницей. Говорила о том, что Сергей Федорович часто просился обратно в семью и страдал в новом браке:
- Сережа не хотел развода, да Скобцева настояла. Прошел год или два с момента нашего расставания, звонит мне Пашка Шпрингфельд (актер, друг Сергея Бондарчука и Инны Макаровой. - К. Б.), мы с ним должны были в какую-то поездку отправиться. И разговор сам собой зашел о той семье. «Она что, еще не родила? - спросила я. - Уж так хотела зацепиться». - «Да куда там! - засмеялся Пашка. - Всем домом стараемся».
Макарова обвиняла Скобцеву и в том, что та якобы не дает Бондарчуку общаться с дочерью Натальей и сыном от первого брака Алексеем, жившим в Ростове-на-Дону. Тем не менее Наталья Бондарчук никогда грязь на Ирину Константиновну не лила и даже дружила с новой супругой отца и сводными братьями и сестрой.
Ирина Константиновна предпочитала не комментировать личную жизнь. Но признавалась: за 35 лет с Бондарчуком ругались лишь дважды.
- У Сережи было такое качество - он совсем не пьянел, - секретничала актриса. - А тут пришел к нам Георгий Данелия с женой Любой Соколовой. Мужчины сели в отдельной комнате и давай пить из бадейки молодое вино. А Данелии пить нельзя было совсем. И через какое-то время Люба стала мне плакаться: «Ой, сейчас опять напьется, опять меня…» Я не выдержала, спокойно подошла к Сергею Федоровичу, взяла бадейку и тихонько вылила ему на голову. Бондарчук даже не пошевелился. Потом мы целый месяц не разговаривали. Попросила прощения - виновата, неправильно себя повела. Он меня извинил.
Второй раз причиной ссоры стали дети супругов - Алена и Федор.
- Мы никогда не видели, чтобы родители повышали друг на друга голос, - поделился режиссер «9 роты» и «Обитаемого острова». - И при этом они были все время вместе. Может, от такой идиллии нам захотелось подшутить. Однажды мы с Аленой подложили в букет, который мама принесла домой, записку будто бы от поклонника - некоего Иван Иваныча. И помогли папе увидеть эту бумажку. Скандал случился страшный! Папа был очень ревнивый, как Отелло. Так взорвался! Мы с Аленой сильно испугались и поспешили признаться, что это шутка.
Бриллиантовый ангел-хранитель
Ирина Константиновна оставила после себя многомиллионное наследство, включая особняк в элитном поселке Барвиха, который Бондарчук купил еще в 70-х. В завещании также могла оказаться роскошная коллекция ювелирных украшений Скобцевой, но несколько лет назад ее украли. Особенно актриса горевала по золотой цепочке с образом Божьей Матери, усыпанным бриллиантами.
- Я не расставалась с ней 50 лет: на съемки, на какие-то дела всегда с ней ездила, - сетовала Скобцева. - Нельзя, чтобы ее видно было, так я под блузку или джемпер спрячу. Это было благословение патриарха, мой ангел-хранитель, который меня от всего оберегал.
Из драгоценностей у артистки остались только золотые серьги с бриллиантами, приобретенные Ириной Константиновной на гонорар от съемок в комедии «Зигзаг удачи».
Кстати
- Скобцева сыграла сотню ролей. Притом дебютную картину «Отелло» и последний фильм с участием актрисы «Опасные каникулы» снимали в крымском Гурзуфе.