Мобильные корпоративные приложения Посмотреть Функционал Решения Интеграция Возможности Главная
Мобильные корпоративные приложения Функционал Сравнение решений Интеграция Возможности Демодоступ Главная
работа
Корпоративные соцсети могут повысить вовлеченность сотрудников в рабочий процесс за счет интерактивной составляющей. Соцсеть для бизнеса...
круг
С помощью корпоративной социальной сети можно налаживать профессиональную коммуникацию, обмениваться мнениями, решать текущие рабочие задачи онлайн. Подробнее...
контакты
Быстрый доступ к контактной информации с геопривязкой, а также интегрированные мессенджеры в корпоративных соцсетях дают новичку возможность легче адаптироваться в компании. Посмотреть весь функционал...
безопасность
Чтобы минимизировать риск утечки информации в процессе обучения сотрудников, можно воспользоваться корпоративными соцсетями с комплексной защитой. Сравнение решений...
корпорация
Формирование единого информационного поля с помощью КСС — возможность укрепить корпоративную культуру. Подробнее...
люди
Соцсети для бизнеса могут помочь сотрудникам в решении как рабочих, так и личных вопросов. Получить демодоступ к корпоративной соцсети...

Мобильные корпоративные приложения: виды мессенджеров и польза от их внедрения

Мессенджеры все активнее становятся главным инструментом для общения, вытесняя даже привычные разговоры по телефону. Люди переписываются с друзьями и родственниками, решая какие-то вопросы буквально «на ходу», и даже поздравляют друг друга с праздниками через WhatsApp или Viber. Тренд был оценен представителями бизнеса, и появились корпоративные мессенджеры, польза которых в компании несомненна. Мы расскажем подробнее, зачем эти мессенджеры нужны, что они могут дать компании и что — ее сотрудникам.

B2E как тренд, или Зачем бизнесу XXI века нужен корпоративный мессенджер

И все же, зачем бизнесу корпоративный мессенджер? Самые продвинутые руководители давно поняли, что активное общение сотрудников между собой в процессе работы приносит положительные во всех смыслах результаты. К тому же большинство работников, особенно выездных, уже привыкли использовать для трудовой деятельности не только офисный компьютер, но и смартфон или планшет. Это означает, что они могут быть на связи не только в рабочее время, но и 24/7, и, если у руководителя вдруг возникнет неотложный вопрос, сотрудник ответит. И вот уже с мобильных устройств пишутся письма, согласовываются документы и идет бурное деловое общение.

Поэтому появились B2E (Business-to-Employee) — системы электронной внутрикорпоративной инфраструктурно-технологической организации, с помощью которых можно упорядочить совместную работу персонала и коммуникации в компании, независимо от того, где в данный момент сотрудник находится. Системы предоставляют каждому ее участнику доступ ко всем корпоративным ресурсам в любое время и с любого устройства и возможность общаться в онлайн-режиме по любым рабочим вопросам.

Практика внедрения корпоративных мессенджеров уже показала, что с их помощью можно добиться решения по крайней мере двух задач: оптимизировать бизнес-процессы и повысить лояльность сотрудников.

Первая задача решается за счет сокращения временных издержек на то, чтобы дозвониться коллегам или тем более написать электронное письмо и дождаться ответа. Все вопросы решаются оперативно, при этом каждый сотрудник доступен для общения практически в любое время. Кроме того, сокращаются расходы на связь, особенно для компаний с филиалами в разных городах или с большим количеством выездных сотрудников. Сокращаются и расходы на командировки: нужную информацию можно получить быстро и бесплатно.

Но это только одна сторона. По утверждению специалистов, наличие корпоративного мессенджера в компании воспринимается ее сотрудниками как признак заботы о коллективе, как часть организационной культуры, такая же, как бесплатный фитнес или кофе с плюшками. А в итоге повышается лояльность к компании, уменьшается текучка кадров, люди гордятся тем, что работают в такой «серьезной» фирме, где даже свой мессенджер есть.

Какие бывают корпоративные мобильные приложения: многообразие вариантов

Условно корпоративные мобильные приложения можно разделить на несколько групп.

  • Первая группа — приложения, предназначенные только для работы. Их основная цель — сокращение издержек компании, оптимизация бизнес-процессов, а в итоге — рост прибыли. На сегодня существует немало подобных приложений, например корпоративные мобильные решения для учета и транспортировки товара или приложения для страховых агентов, позволяющие делать фотографии вмятин на автомобилях и немедленно передавать их в офис. Еще один вариант — приложение для повышения эффективности работы аналитического отдела, дающее своим пользователям возможность совершенствовать мониторинг рынка, конкурентов, оперативно собирать и обрабатывать данные о ценах, местах продаж товара и пр.
  • Вторая группа — приложения, интегрирующие работу и общение. К ним относятся корпоративные социальные сети (КСС), столь популярные в последнее время. Созданные по образу и подобию привычных всем соцсетей, они с успехом совмещают в себе рабочий функционал и позволяют сотрудникам общаться между собой, создавать личные страницы, рабочие группы, сообщества, вести блоги, получать новости о компании, обмениваться важными файлами, формировать общую информационную базу и пользоваться ею в любое время. Это, пожалуй, самое интересное направление развития корпоративных мобильных приложений.
  • Третья группа — приложения для контроля удаленных сотрудников. Офисных работников контролировать достаточно легко: большую часть дня они находятся на своем рабочем месте, а при необходимости можно организовать систему электронных пропусков. Удаленные сотрудники предоставлены сами себе — очень сложно проверить, вовремя ли они вышли на объект и вышли ли вообще, сколько точек посетили за день, не использовали ли материалы и оборудование компании для выполнения «левых» заказов.
    Кстати На Западе системы контроля эффективности мобильных сотрудников получили название field management software, что можно вольно перевести как «полевой контроль».
    Такие приложения помогают легко отследить местоположение сотрудника и его транспорта, в течение дня отмечать определенные точки на маршруте, фиксировать визиты к клиенту и даже записывать переговоры с ним, формировать отчетность за определенный период. Эти системы позволяют не только контролировать сотрудника, но и в случае возникновения конфликтных ситуаций с клиентами документально подтвердить или опровергнуть их правоту.
  • Четвертая группаService Desk и Help Desk, предназначенные для автоматизации обработки клиентских запросов при оказании технической поддержи пользователям IT-отделами. Большинство таких систем являются онлайновыми, поскольку пользователю важно решить проблему как можно быстрее. С их помощью можно осуществлять поддержку клиента прямо с мобильного устройства. Приложения дают возможность в фоновом режиме получать доступ к списку заявок, детально просматривать отдельные заявки, вносить в них изменения, отвечать и работать с комментариями.

Выбор корпоративного мессенджера: лучший или надежный?

Допустим, компания взвесила все за и против и приняла твердое решение — обзавестись собственным корпоративным мессенджером. Сразу возникает вопрос: а какой именно мессенджер следует предпочесть? Для начала стоит выяснить, что сегодня предлагают разработчики и как это оценивают специалисты.

Аналитический отдел компании Artezio, входящей в группу ЛАНИТ, создал свой рейтинг корпоративных мессенджеров на конец 2017 года. К сожалению, более свежих исследований на эту тему пока нет, поэтому будем довольствоваться имеющейся информацией. В своем исследовании специалисты оценивали наличие телефонной конференции, голосового и видеочата, поддержки LAN, обмена файлами, возможности делиться экраном, общения через локальный сервер и пр. Итак, как же выглядит этот рейтинг?

  • Первое место разделили Cisco Jabber и Atlassian HipChat, набравшие девять баллов из девяти возможных.
  • На втором месте также два претендента с восемью баллами каждый — IBM Lotus Sametime и Skype for Business.
  • На третьем — Brosix с семью баллами.
  • На четвертом расположились сразу четыре мессенджера, набравшие по шесть баллов: Slack, Viber, Google Hangouts и Adium.

Создавшие этот топ аналитики отмечают, что приложения, вошедшие в него, ориентированы на потребности самых разных компаний — от небольших стартапов, для которых идеальной на первых порах будет бесплатная версия одного из мессенджеров, до крупных корпораций, использующих платные версии. Все мессенджеры в списке обладают достаточным качеством для общения и высокой функциональностью, однако при выборе определенного приложения стоит ориентироваться на конкретные программные платформы, используемые компанией, а не только на принцип «для нас — все самое лучшее». К тому же в некоторых странах рейтинг может оказаться попросту неактуальным, поскольку многое зависит от стандартов информационной безопасности. Некоторые крупные отечественные корпорации предпочитают разрабатывать и внедрять свои собственные приложения, чтобы свести к минимуму риски от использования иностранного софта. Тот же тренд можно заметить и среди государственных корпораций в самых разных странах мира.

Есть еще одна проблема, из-за которой компаниям неудобно использовать один из имеющихся мессенджеров. Это то, что сотрудники предпочитают пользоваться тем приложением, каким им удобно, и редко кто из них хочет менять свой чат. Организовать общение проектной команды из 10–15 человек становится сложно: один зарегистрирован в WhatsApp, второй предпочитает Skype, и так до бесконечности. Возникает хаос, ведь одному работнику нужно писать в один чат, другому — в другой, а третий вообще предпочитает общение по телефону.

Кроме того, возникает вопрос безопасности данных. Не исключено, что все корпоративные секреты, обсуждаемые в обычных мессенджерах, так или иначе «утекут» в неизвестном или, скорее, известном направлении — к конкурентам. Поэтому при выборе корпоративного мессенджера лучше руководствоваться его надежностью и удобством использования, а не тем, что входит в топ. Тем более что каждый год все эти топы имеют тенденцию меняться.

Примеры корпоративных приложений российского производства

Отечественные производители софта уже поняли востребованность корпоративных мессенджеров. На рынок постепенно выходят российские разработки, созданные с учетом местной специфики: мессенджер здесь не является отдельным продуктом, он входит в состав корпоративной социальной сети, что дает ему большие возможности для маневра. Компании не придется внедрять отдельно КСС и отдельно мессенджер — все объединено в одно приложение, которое сотрудники освоят быстрее и легче, чем если им придется сначала адаптироваться к сети, а затем еще и к новому мессенджеру.

Лидерами по внедрению подобных продуктов традиционно являются банки и ритейлеры, но постепенно пользу и эффективность КСС начинают понимать и компании из других отраслей.

Так что же нам предлагают отечественные разработчики? Пока что российских КСС в чистом виде всего две. Остальные являются в большей степени корпоративными порталами, чем полноценными социальными сетями.

«Пряники»

По определению создателей, «Пряники» — это социальная корпоративная сеть с уклоном в сторону мотивации. С ее помощью можно вовлечь сотрудников в выполнение общих задач и создать команду единомышленников. Отличительная черта — геймификация: за достижения в сети пользователь награждается бонусами в виде виртуальных пряников. Чем больше бонусов, тем выше статус пользователя, при этом «пряниками» можно расплачиваться в виртуальном магазине, получая приятные «фишки».

В «Пряники» входит три главных модуля:

  1. КСС, отвечающая за развитие внутренних коммуникаций;
  2. конструктор игровых механик, чья сфера деятельности — вовлечение и мотивация;
  3. модуль управления идеями, осуществляющий внутренний краудсорсинг.

Функционал сети достаточно широк. Среди ее возможностей — просмотр ленты событий и новостей, обсуждение их в группах, обмен файлами, быстрое проведение опросов по актуальным темам с привлечением всех заинтересованных лиц и экспертов, создание корпоративной базы знаний, доступ к контактной информации сотрудников компании и просмотр их публикаций.

«Пряники» имеет достаточно простой интерфейс, и те, кто имел дело с Facebook, без труда разберутся и с «Пряниками». Сеть построена по принципу конструктора, в котором можно легко найти нужные инструменты для решения конкретной задачи.

«Пряники» имеет несколько вариантов установки: самостоятельное или серверное решение, то есть приложение в «облаке». Ее довольно просто интегрировать в корпоративный портал или в 1С-Битрикс и Microsoft SharePoint. Возможна доработка под потребности компании, например брендирование или разработка дополнительных настроек и модулей. И раз уж мы говорим о мобильных приложениях, то да, у «Пряников» имеется и мобильная версия, так что ее можно использовать и на смартфонах или планшетах.

Что касается безопасности, то она обеспечивается многофакторной авторизацией и резервным копированием в нескольких местах.

Loqui Business

Корпоративная социальная сеть, изначально задуманная разработчиками как инструмент «для людей», чтобы сотрудник чувствовал себя в ней максимально комфортно. По сути, Loqui обладает всеми функциональными возможностями обычной социальной сети, среди которых самостоятельная публикация пользователями любого контента, наличие инструментов для обсуждения (включающих блоги, чаты и комментарии) и уведомлений. В КСС есть календарь, напоминающий о планерках, встречах и других важных корпоративных событиях. Для коллег, взаимодействующих по тому или иному вопросу, есть функция персональных RSS-потоков. То есть при подписке на персональную ленту сотрудника появляется возможность видеть всю его активность в сети. Кроме того, здесь есть доступ к контактной базе компании и несколько эксклюзивных функций. Одна из них — это «Товары и услуги», с помощью которой сотрудники могут публиковать личные объявления типа «куплю-продам». Она делает КСС полезной не только в офисе, но и за его пределами. Еще одна уникальная функция — «Поиск рядом». Геолокация помогает сотрудникам в поиске мест на карте, например, в командировках, с ее помощью можно установить контакты с коллегами в поездках, разместить информацию о расположении того или иного объекта.

Создатели сознательно отказались от загромождения сети множеством функций, наделив Loqui минимальным, но исчерпывающим набором. По мнению авторов, перегруженная функциями соцсеть не сможет стать действительно полезным инструментом для бизнес-общения. К тому же Loqui без труда интегрируется с системами документооборота и корпоративными порталами, такими как 1С, Битрикс24, DaOffice и другими. А при необходимости можно легко расширить функционал сети, добавив нужные компании функции.

На сегодня разработчик предлагает клиентам три варианта внедрения КСС: коробочный продукт, облачное решение и White Label, позволяющий компании добиться глубокой кастомизации и полной подконтрольности продукта.

С помощью Loqui можно решать две группы задач. Первая — это задачи для бизнеса, включающие объединение сотрудников из разных департаментов и подразделений, укрепление командного духа, повышение мотивации и лояльности. Вторая — задачи для сотрудников. С этой точки зрения КСС дает неоценимые преимущества, такие как пользование общей базой знаний, самовыражение, участие в группах по интересам и в мозговых штурмах. Через сеть человек может донести свое видение проблемы не только до соседей по кабинету, но и до руководства.


По всей видимости, именно корпоративные социальные сети и мессенджеры в обозримом будущем превратятся в основной инструмент делового общения. Именно с их помощью уже сейчас формируется уникальное информационное пространство, объединяющее сотрудников компании и нередко охватывающее и ее клиентов. Самые прогрессивные руководители давно осознали, что принуждение сотрудников к использованию устаревших средств общения приведет к снижению лояльности, замедлению рабочих процессов и никогда не позволит компании добиться топового положения на рынке.

Мнение редакции

Мо­биль­ные кор­по­ра­тив­ные при­ло­же­ния на­би­ра­ют по­пу­ляр­ность, по­сколь­ку сам биз­нес ста­но­вит­ся все бо­лее гиб­ким и мо­биль­ным, рас­тет ко­ли­чест­во разъ­езд­ных со­труд­ни­ков и тех, кто пред­по­чи­та­ет ра­бо­тать уда­лен­но. Кро­ме то­го, на рын­ке уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­чест­во ком­па­ний, име­ю­щих гео­гра­фи­чес­ки рас­пре­де­лен­ную ор­га­ни­за­ци­он­ную струк­ту­ру или вхо­дя­щих во фран­чай­зин­го­вые се­ти — со мно­жест­вом не­боль­ших офи­сов по всей стра­не и за­ру­бежью.