грамотно инвестировать
На сегодняшний день существуют разнообразные способы инвестиций. Куда можно инвестировать деньги?
грамотно инвестировать
Чтобы выгодно инвестировать, необходимо обладать определенными знаниями. Как научиться грамотно инвестировать?
курсы для трейдеров
Образовательные курсы для трейдеров позволяют расширить кругозор и опробовать свои силы в биржевой торговле. Подробнее о курсах...
семинар
Для начинающих трейдеров некоторые компании предлагают несколько бесплатных базовых семинаров. Записаться на семинар...
курсы трейдинга
Желающим разобраться, как работают мировые финансовые рынки и чем это может быть полезно, предлагаются бесплатные курсы. Записаться на курсы...
Обучаться трейдингу
Обучаться трейдингу возможно как очно, так и онлайн. Где можно обучаться?

Как заработать на ценных бумагах? Анализируем рынок акций в сфере спортиндустрии

Личные спортивные достижения — лишь один из путей в мир большого спорта. Ни для кого не секрет, что профессиональный спорт — это крупный бизнес, двери в который могут быть открыты любому, кто проявит деловую хватку и спортивный напор. Однако стоит учитывать, что бизнес-составляющая большого спорта весьма противоречива. Чтобы разобраться во всех нюансах, потребуется терпение и аналитические навыки.

Одним из самых популярных, открытых для всех желающих и одновременно солидных способов заработка на спорте является приобретение ценных бумаг спортивных компаний.

Ценной бумагой является…

Согласно ст. 142 Гражданского кодекса РФ, ценной бумагой называется документ установленной формы и реквизитов, который удостоверяет имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении. Особенность ценной бумаги состоит в том, что она является и титулом имущественных прав, и движимым имуществом — то есть, может быть объектом покупки-продажи.

Существует полтора десятка видов ценных бумаг, но, если говорить о сфере спортиндустрии, интересны всего два вида — акции и облигации.

Акция — это ценная бумага, дающая ее владельцу целый ряд прав:

  • право на получение части прибыли акционерного общества (АО);
  • право на участие в управлении АО;
  • право на часть имущества, остающегося после ликвидации АО.

Покупка акций преследует две цели:

  1. постоянное получение дивидендов;
  2. последующая продажа акций по более высокой цене.

Облигация — это ценная бумага, которую инвестор приобретает с тем, чтобы в конце четко оговоренного срока вернуть себе ее стоимость с оговоренным заранее процентом. Иными словами, инвестор дает свои деньги взаймы под проценты, а облигация является подтверждением этого факта. Инвестор может также перепродать свои облигации другому лицу вместе с правом получения долга с эмитента. Облигации могут быть выпущены компанией для реализации какого-либо проекта, требующего привлечения дополнительных средств. После завершения проекта и получения прибыли организация может выкупить свои облигации и выплатить полагающиеся проценты.

И акции, и облигации являются инструментом торговли. Существуют также производные финансовые инструменты, своего рода «бумаги на бумаги», индексы и прочие – все они позволяют использовать личный капитал в интересах правомерного обогащения.

Рынок ценных бумаг: понятие, участники и правила игры

Совокупность экономических отношений, возникающих вокруг выпуска и обращения ценных бумаг, называется фондовым рынком. Выпуск ценных бумаг осуществляют компании-эмитенты, а их приобретение — инвесторы, которые вкладывают свои средства на долгий или краткий срок, в зависимости от выбранной стратегии получения прибыли. Торговлю ценными бумагами на бирже производят компании-посредники (брокеры), собственно они и являются теми необходимыми сервисными службами, которые позволяют проводить сделки. Прямая торговля на рынке ценных бумаг не практикуется.

Это интересно! История фондового рынка в современной России началась 25 декабря 1990 г., когда было принято Постановление Совета Министров РСФСР № 601 «Об утверждении Положения об акционерных обществах». В марте 1992 г. была создана Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), в качестве учредителей которой выступили ЦБ РФ, Правительство Москвы и ряд частных банков. В том же году ММВБ выигрывала несколько раз тендер на право создания полноценной биржевой инфраструктуры для государственных ценных бумаг. В 2000 г. на ММВБ стали торговать облигациями крупных российских банков и финансовых компаний, был внедрен интернет-трейдинг. К 2008 г. суммарный объем торгов на всех рынках группы ММВБ составил $5,8 трлн.

Доходность и риски ценных бумаг: как грамотно сформировать инвестиционный портфель

Принимая решение вложить средства в ценные бумаги, приходится сопоставлять расходы, которые будут понесены, с будущими доходами. Отношение величины дохода к величине вложенных средств называется доходностью, или нормой дохода. Поправкой на разницу между текущей и будущей стоимостью денег (как товара), на которые приобретаются ценные бумаги, принято называть дисконтированием денежного потока. Выражаясь по-другому — это будущая стоимость настоящих денег (с учетом инфляции, процентов по депозитам и пр.). Сегодня вы в состоянии купить на данные средства телевизор, а через год? На деньги, инвестированные, скажем, в банковский депозит, вы сможете приобрести один, полтора, два телевизора или только половину? Значение дисконтирования критически важно для принятия обоснованного решения о покупке/продаже ценных бумаг или любых других финансовых инструментов. Дисконтирование определяется на основе сравнения различных способов вложения (инвестирования) денежных средств. То есть, например, в банке вы сможете получить с депозита 12%, почти ничем не рискуя, на торговле финансовыми инструментами — столько же, но не за год, а за месяц, приняв на себя значительную долю риска. Существуют «готовые» таблицы коэффициентов дисконтирования, которые можно найти в соответствующих разделах финансовой математики. За основу для сравнения обычно берут ставку депозита. Уровень риска определяется индивидуально.

Доходность инвестиций прямо пропорциональна степени риска, который несет инвестор: рассчитывая получить высокий доход при низких вложениях, вы наверняка рискуете. Риски обратно пропорциональны ликвидности ценных бумаг — возможности их продать в кратчайшие сроки.

Грамотно сформированный портфель инвестиций состоит из двух частей:

  • консервативная часть, главным качеством которой является надежность. Доходность консервативной части позволяет только защититься от инфляции;
  • агрессивная часть формируется из спекулятивных покупок с целью существенного преумножения капитала в короткий период времени.

Анализ позиций крупнейших спортивных компаний на фондовом рынке ценных бумаг

На фондовом рынке «торгуются» ценные бумаги производителей спортивной одежды и обуви, спортинвентаря, спортивного питания, а также спортклубов, фитнес-клубов, спортивных СМИ и крупнейших компаний-организаторов спортивных мероприятий. Спекуляции на курсах ценных бумаг таких компаний становятся особенно интересны во время проведения крупных чемпионатов и соревнований, с которыми связано значительное количество прогнозов.

Например, очень примечательны были прогнозы крупных банков по поводу прошедшего в 2018 году ЧМ по футболу[1]. Так, команду России, впервые в истории принимавшую у себя ЧМ по футболу, ждал провал на турнире, по мнению аналитиков крупнейшего банка Goldman Sachs. Ведь наша сборная не одержала ни одной победы и не вышла в плей-офф, заявлял прогноз банка, основанный на сложнейших вычислительных моделях, в частности на распределении Пуассона.

Швейцарский банк UBS дал прогноз на победителя чемпионата мира по футболу. При этом команда из 18 аналитиков смоделировала итог соревнования около 10 000 раз. Наибольшую вероятность выиграть футбольный кубок в 2018 году получила Германия — 24%, далее следовали Бразилия — 19,8% и Испания — 16,1%. Англия находилась лишь на четвертом месте с 8,5% шансов на победу. На пятом и шестом месте расположились команды Франции (7,3%) и Бельгии (5,3%).

Если вспомнить, что сборная России досрочно вышла в плей-офф и затем прошла в четвертьфинал, а победителем ЧМ 2018 стала Франция, то можно понять, насколько прогнозы в мире спорта могут быть далеки от реальности.

Совершенно другое дело — аналитика, основанная на финансовых показателях, например рейтинги, составляемые Forbes — американским финансово-экономическим журналом, который является одним из наиболее авторитетных и известных экономических печатных изданий в мире. Как аналитики Forbes оценили состояние ведущих брендов спортивного мира по итогам 2017 года, читаем ниже.

Производители спортивных товаров

Nike

Ведущий мировой концерн, основанный в США и обеспечивающий одеждой, обувью и инвентарем спортсменов всего мира. Один из законодателей спортивной моды, Nike неустанно наращивает продажи:

  • стоимость бренда — $29,6 млрд (здесь и далее Forbes определяет цену бренда как сумму, на которую оценочная стоимость компании превышает среднюю по рынку);
  • динамика за год — +9,6%.

За первые восемь месяцев 2017 года долларовая доля Nike на американском рынке кроссовок сократилась с 39% до 37%, но она по-прежнему самая крупная, и это позволяет компании оставаться абсолютным лидером индустрии.

Любопытный факт[2] Впервые Forbes обратился к составлению рейтинга крупнейших спортивных брендов в далеком 2007 году. Тогда Nike, оцененный в $5,6 млрд, занимал второе место в списке, а доля компании на мировом рынке кроссовок составляла 31% — больше, чем у Adidas, Puma и Reebok вместе взятых. На ноябрь 2017 года бренд подорожал (с учетом инфляции) почти в четыре раза и стал абсолютным лидером индустрии.

Adidas AG

Знаменитый немецкий производитель спортивной одежды, обуви и инвентаря.

  • Стоимость бренда — $7,9 млрд.
  • Динамика за год — +12,9%.

По итогам восьми месяцев 2017 года Adidas подвинул со второй строчки рейтинга самые продаваемые кроссовки на американском рынке — бренд Jordan, принадлежащий Nike. Теперь доля немецкого экипировщика составляет 11,3%.

Under Armour

Американский производитель и поставщик спортивной одежды и снаряжения Under Armour теряет в цене.

  • Стоимость бренда — $4,4 млрд.
  • Динамика за год — –20%.

После шести лет мощного подъема — более +20% выручки каждый год — Under Armour предсказывают более сдержанный рост (на единичные проценты) в следующие несколько лет. За 2017 год цена акций компании упала на 50%.

Reebok

В 2016 году продажи Reebok в целом выросли на 6%, при этом в casual-сегменте Classic рост составил двузначные проценты, а в категории беговой и тренировочной экипировки — около 5%.

  • Стоимость бренда — $800 млн.
  • Динамика за год — 0%.

Спортивные организации и клубы

Лига чемпионов УЕФА[3]

По новому трехлетнему (с 2018 года) телеконтракту Turner и Univision будут ежегодно перечислять УЕФА $100 млн на двоих. Это в два раза больше, чем платит Foх по действующему соглашению. Благодаря масштабным доходам, УЕФА гарантирует серьезные призовые участникам Лиги чемпионов. При этом надо отметить, что платежная система главного футбольного турнира Европы устроена так, что максимально успешное выступление не означает максимального дохода. В сезоне 2016/17 больше победителя — мадридского «Реала» (€81,05 млн) — заработали две команды: итальянский «Ювентус» (финалист, €110,4 млн) и английский «Лестер» (четвертьфиналист, €81,68 млн).

  • Стоимость бренда — $185 млн.
  • Динамика за год — +45,7%.

UFC

Спортивная организация, базирующаяся в Лас-Вегасе (США) и проводящая бои по смешанным единоборствам по всему миру. На ноябрь 2017 года стоимость бренда составляла $2 млрд, динамика за год — 0%.

Рост дохода ММА-промоушена от продажи трансляций застопорился, зато операционная прибыль — благодаря снижению затрат — выросла.

Супербоул (финал чемпионата США по американскому футболу)

Супербоул-2017, по подсчетам Forbes, собрал $663 млн дохода от размещения рекламы, продажи билетов, спонсорских контрактов и мерчандайзинга. Это почти в два раза больше показателей 2007 года ($336 млн).

  • Стоимость бренда — $663 млн.
  • Динамика за год — +5,2%.

ТВ-каналы, мультимедиа и спортивные события

ESPN

Американский кабельный спортивный телевизионный канал.

  • Стоимость бренда — $15,8 млрд.
  • Динамика за год — –4,2%.

В 2017 году количество домохозяйств, подписанных на телеканал ESPN, уменьшилось на 7,4% по сравнению с 2015 годом. Вклад телеканала в доходы корпорации Walt Disney, которому он на 80% принадлежит, приближается к 20%, хотя еще несколько лет назад составлял более трети.

Sky Sports

Наиболее популярный платный спортивный телеканал в Великобритании и Ирландии.

  • Стоимость бренда — $5,5 млрд.
  • Динамика за год — +10%.

Телеаудитория английской Премьер-лиги в 2017 году снизилась, однако Бундеслига, Серия А и Лига чемпионов показали рекордные рейтинги, трансляции «Формулы-1» тоже собрали больше зрителей, чем в 2015 году.

MLB Advanced Media

Интерактивное отделение Мировой лиги бейсбола.

  • Стоимость бренда — $2,4 млрд.
  • Динамика за год — +9,1%.

Бейсбольный бизнес настолько стабилен, что даже после продажи подразделения BAMTech компания MLBAM (отвечает за диджитал-направление Мировой лиги бейсбола) была способна показать по крайней мере $400 млн прибыли по итогам 2017 года.

YES Network

Американская спортивная сеть кабельного и спутникового телевидения.

  • Стоимость бренда — $1,4 млрд.
  • Динамика за год — 0%.

YES Network — самая дорогая для потребителя (в среднем $5,36 в месяц с подписчика) и при этом самая популярная региональная телесеть, однако выручка компании в 2017 году упала — во многом из-за проблем с кабельным провайдером Comcast, который больше года (с ноября 2015-го) отказывался транслировать программы YES. На данный момент стороны смогли договориться.

NESN

Американская региональная спортивная сеть кабельного и спутникового телевидения.

  • Стоимость бренда — $650 млн.
  • Динамика за год — –13,3%.

Американские зрители в последнее время все чаще отказываются от дорогих кабельных каналов или сокращают количество подписок. Эта тенденция, несомненно, ухудшила финансовые показатели такой крупной региональной телекомпании, как NESN (New England Sports Network — кабельная и спутниковая телесеть). За последние пару лет соотношение стоимости компании к EBITDA (прибыли до уплаты налогов, процентов по долгам и амортизации) у NESN упало с двенадцати до девяти.

«Рестлмания»

Ежегодное рестлинг-шоу, проводимое WWE.

  • Стоимость бренда — $195 млн.
  • Динамика за год — +8,3%.

Театрализованные постановочные бои — рестлинг — пользуются огромной популярностью в Америке, а главное шоу сезона — «Рестлмания» — собирает полные трибуны на любом стадионе. В 2017 году зафиксирован телерекорд: аудитория трансляции события на WWE Network (сервис потокового вещания, принадлежащий организаторам шоу — компании World Wrestling Entertainment) составила 1,95 млн домохозяйств.

Плей-офф студенческой лиги США по американскому футболу

Стартовавший с сезона-2014 (и на 12 лет) контракт телеканала ESPN и College Football Playoff (организаторы серии) на показ финальных игр студенческого чемпионата по американскому футболу стоит $5,7 млрд.

  • Стоимость бренда — $176 млн.
  • Динамика за год — +10%.

Сделки с ценными бумагами компаний спортиндустрии: пан или пропал?

Ценные бумаги спортивных компаний могут в настоящее время стать выгодным вложением денег, поскольку спортивный сектор в целом растет, хотя и неравномерно, как это можно видеть из приведенного выше обзора. Этот факт требует постоянного контроля состояния дел выбранной вами компании, поскольку классические процессы типа слияния-поглощения, перепродаж, падения спроса на товары и услуги, колебания курсов валют весьма существенно сказываются на цене акций.

Участвуя в сделках с ценными бумагами спортивных компаний, не забывайте, что вам придется ориентироваться и на биржевые, и на спортивные прогнозы, что существенно усложняет биржевую игру. Во многом ваши успехи будут зависеть от выбора биржевого брокера, предоставляющего возможности обучения, аналитику и качественные прогнозы.

Предупреждение: предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Где научиться сделкам с ценными бумагами спортивных компаний?

С этим вопросом мы обратились к представителю компании Grand Сapital Сергею Козловскому, который дал нам следующие рекомендации:

«Заниматься сделками с ценными бумагами спортивных брендов — привлекательная перспектива для тех, кто отлично разбирается в различных видах спорта. Это дает хорошую возможность применить знания с пользой. Но не стоит пробовать свои силы в биржевой торговле без овладения хотя бы азами трейдинга.

Существуют разнообразные курсы, где новички могут получить необходимую информацию. Так, при желании получить систематизированные знания в данной области можно обратиться к нашему образовательному партнеру — Grand School.

Выбор курсов, которые предлагает Grand School для обучения трейдингу, разнообразен и включает такие разделы, как торговля классическими валютами и акциями, торговля на новостях, маржинальная торговля… Для понимания процессов, происходящих на финансовых рынках, важно изучение торговых стратегий, риск-менеджмента, методов технического и фундаментального анализа.

Для начала занятий достаточно зарегистрироваться на сайте и выбрать нужный вам курс (основное условие — на момент регистрации слушателю должно исполниться 18 лет). Бесплатные курсы для начинающих состоят из трех–пяти занятий, при желании продолжить обучение можно на платных тематических спецкурсах образовательной платформы Grand School».

Лицензия № 1792 от 18 марта 2017 года на осуществление образовательной деятельности, выдана Комитетом по образованию в Санкт-Петербурге.

Мнение редакции

Сле­ду­ет за­ме­тить, что ос­нов­ная часть ин­фор­ма­ции о спор­тин­дуст­рии яв­ля­ет­ся за­кры­той. Толь­ко круп­ные де­ло­вые и фи­нан­со­вые из­да­ния вре­мя от вре­ме­ни пуб­ли­ку­ют ма­те­ри­а­лы, по­свя­щен­ные этой те­ме. По­это­му, же­лая при­умно­жить де­неж­ные ак­ти­вы в дан­ном сек­то­ре, нуж­но ос­но­ва­тель­но «по­ко­пать­ся» в до­сто­вер­ных ис­точ­ни­ках ин­фор­ма­ции. Так или ина­че, спорт при­но­сит лю­дям вос­торг по­бед и го­ресть по­ра­же­ний не толь­ко в ре­аль­ной иг­ре, но и за пре­де­ла­ми ста­ди­о­нов или те­ле­ви­зи­он­ной кар­тин­ки — там, где кру­тят­ся боль­шие день­ги.