Путин потребовал сдерживать цены. Но россияне этого не замечают

Путин потребовал сдерживать цены. Но россияне этого не замечают
Почему после похода в магазин мы оставляем все больше денег и где обещанные дешевые продукты? Фото: Kremlin Pool/Global Look Press, Demian Stringer/ZUMAPRESS.com/globallookpress
В декабре 2020-го Владимир Путин приказал отрегулировать цены на продукты питания. В магазинах появились специальные полки для продуктов, которые «взяли под уздцы». Но они быстро оказались пустыми, а россияне не ощущают сдерживания. Почему это так и верна ли такая политика?

Первыми под «разнарядку» попали сахар и подсолнечное масло. Было приказано отпускать магазинам по 95 руб. за 1 л, а рознице — по 110 руб. за 1 л. Сахар — 36 руб. и 46 руб. за 1 кг соответственно. Однако рост цен на другие продукты питания продолжился. Только в январе макароны подорожали в среднем на 8%. Сейчас правительство планирует жестко регулировать стоимость на зерно и, как следствие, на товары, произведенные из него.

Почему я не стал тратить меньше?

Простых россиян не сильно заботят вопросы экономической теории. Хочется понять: почему после похода в магазин мы оставляем все больше денег и где обещанные дешевые продукты?

  1. Регулируются только две позиции: сахар и подсолнечное масло. Если вы не занимаетесь промышленным самогоноварением или производством картошки-фри в масштабах общепита, то вряд ли заметите это уменьшение. Невысокая цена в чеке на пару позиций — приятный, но не критичный бонус для семейного бюджета. При том, что цены на остальные продукты продолжают расти, а реальные доходы населения — нет.
  2. Снижение цены подстегнуло спрос. На самом базовом уровне включилась «генетическая память»: продукты стоит скупать впрок. Поэтому часто, если вы посещаете магазин вечером, после работы, полки могут оказаться пустыми. В таком случае лучше поинтересоваться у администрации магазина, в какие дни у них завоз и выкладка.
  3. Торговые сети отказываются платить за доставку производителям. А тем, в свою очередь, логистика становится невыгодной. Современный рынок «ритейлеров» — крупных торговых сетей — это сложно устроенная экономическая система. Возможно, вы слышали, что производителям приходится доплачивать за выкладку на более выгодных, продающих полках. Однако это только одно из скрытых взаимодействий. Торговые сети также дотируют производителей по ряду параметров. В ситуации с контролем цен все эти взаимодействия начинают быть невыгодны обеим сторонам.
  4. Снижение цен на одни продукты компенсируется повышением цен на другие.

Что отрегулируют

Пока конкретного списка продукции нет. Однако примерные планы можно понять из обращения Владимира Путина. Но при этом важно понимать, что регуляция таких позиций, как зерновые, повлечет за собой повышение цен на множество товаров, которые, возможно, и не важны рядовому покупателю: от кормов для животных до горюче-смазочных материалов для сельского техники.

— Рост на базовые продукты питания пандемией не объяснишь. Причем здесь пандемия? Сахарный песок — министр сельского хозяйства сейчас докладывал, — внутреннего производства достаточно, для того чтобы покрыть внутренние потребности. Но почему цены-то выросли на 71,5%? Подсолнечное масло — 23,8%, и продолжает расти; мука — 12,9% выросла, макаронные изделия — 10,5%; хлеб и хлебобулочные изделия на 6,3%. Это-то почему? Объяснение есть, есть, конечно. Это динамика цен на мировых рынках и попытка подогнать внутренние цены под мировые, а также использовать экспортные возможности, — возмущался президент на совещании 9 декабря.

Вслед за указаниями президента ситуацию прокомментировал премьер-министр Михаил Мишустин. Под его руководством сейчас идет процесс сдерживания цен. А кроме того, обратился напрямую к тем, кто формирует закупочные цены:

— Хочу обратиться сейчас к производителям, руководителям торговых сетей и экспортерам: не надо наживаться на людях. В нынешней непростой ситуации это недопустимо. Необходимо принять решительные меры и разобраться с ценообразованием.

Мнение экономистов

Экономисты и исследователи рынка просят отнестись к вопросу внимательно. И напоминают, что регулирование цен может сыграть «злую шутку». Россия уже проходила через периоды дефицита, вызванного жестким контролем над ценами. Взаимодействие на рынке простое, может сложиться ситуация, когда при низких закупочных ценах производителю просто невыгодно продавать свою продукцию. И не потому, что хочется заработать побольше, а потому, что такие цены едва покрывают затраченные усилия на производство.

— Если государство собирается командно-административными методами загонять участников рынка в какие-то соглашения, аналогичные тем, что есть на рынке сахара и подсолнечного масла, то сделать это будет весьма непросто. В отличие от сахарного рынка и продуктового ритейла, где действует небольшое количество крупных игроков, на зерновом рынке работает около сотни тысяч участников, — заявил Андрей Сизов, глава компании «Совэкон», которая исследует рынок сельского хозяйства и продовольствия.

Будет ли дефицит?

Несмотря на то, что в первом приближении меры могут показаться пугающими, главный вопрос — насколько они будут продуманными и аккуратными в исполнении.

— Если эта цена будет обеспечивать достаточный запас прибыльности и рентабельности для производителей и для торговцев, значит, все будет в порядке, — объяснил Андрей Нечаев, министр экономики России в 1992-93 годах.

В настоящий момент премьер-министр Мишустин призвал министерства и контролирующие органы не впадать в «регуляторный раж». И судя по тому, что пока ограничены только две позиции, у правительства есть план двигаться в этом направлении аккуратно. На первый план выходит задача восстановления экономики после пандемии и рост доходов населения. Это задача непростая, долгая, но и максимально важная и оздоровительная для экономики.

Кстати. Примеры дефицита, вызванного регуляцией цен, мы наблюдали в России и совсем недавно — на рынке лекарственных средств. Из аптек тогда пропали дешевые лекарства.

— Лекарства исчезли, потому что их стало невыгодно производить, а импортные стало невыгодно ввозить. Исчез в основном дешевый сегмент препаратов, которые по ряду причин просто перестало выгодно производить. Правительство ничего с этим не делало, думая, что оно как-нибудь рассосется. Оно не рассосалось. И одновременно введение маркировки, то есть все сразу произошло: минимальные цены, маркировка — это все усугубило поступление от производителей в аптечные сети, но и у производителей до этого уже была куча проблем, — описывала проблему Елена Грачева, член правления благотворительного фонда Advita, в интервью радио Business FM.


Читайте также: