«Самое плохое уже позади». О чем успел рассказать новый глава Минэкономразвития

Десять самых важных фраз нового министра экономического развития РФ Максима Орешкина

Десять самых важных фраз нового министра экономического развития РФ

Новый руководитель Минэкономразвития, 34-летний Максим Орешкин проработал на публичном посту замминистра финансов РФ лишь полтора года. Однако многие высказывания чиновника, ставшего самым молодым министром в нынешнем кабинете, успели хорошо запомниться.

1. Об уникальности России

«Россия — единственная страна среди развивающихся рынков-экспортеров, которая осуществила максимально быструю адаптацию к внешним условиям, хотя понятно, что такая адаптация не дается легко. Это снижение нефтяных цен в реальном выражении очень похоже на снижение нефтяных цен 70-х годов, но если помните, тогда дефицит платежного баланса покрывался мощными внешними заимствованиями. Сейчас на шок нефтяных цен накладывается еще и фактор санкций» (сентябрь 2015).

2. О новой реальности

«Важно отдавать себе отчет в том, что та ситуация, в которой мы находимся, это уже не кризис, это уже новая реальность, с новыми ценами на нефть, с новым состоянием платежного баланса. И из этой точки нужно постепенно двигаться вперед» (ноябрь 2015).

3. О счастье и Минфине

«Минфин хочет, чтобы люди были счастливы. Мы не политики. Наша задача — показать: вот решение, у него есть плюсы и минусы, вот другое решение — у него другие. Решений только с плюсами не существует. Хотите рост — пожалуйста, высокое потребление здесь и сейчас — пожалуйста. Но все вместе и сразу не получится. Чудес не бывает» (февраль 2016).

4. О России как хабе для Евразийского экономического союза

«На самом деле инфраструктура Москвы, России развита очень серьезно, инвесторы со всех стран мира спокойно имеют доступ через Euroclear и Clearstream. Поэтому мы должны создать локальный хаб и постепенно наращивать его влияние» (февраль 2016).

5. О скучной экономике

«Я думаю, главная задача на ближайшие годы — России стать, может быть, еще более скучной экономикой со стабильной низкой устойчивой инфляцией, стабильным экономическим ростом и главное — устойчивой к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры» (апрель 2016).

6. О краткосрочной устойчивости

«Можно констатировать, что краткосрочной устойчивости экономика достигла. Платежный баланс в целом находится в сбалансированном состоянии, положительного сальдо текущего счета достаточно, чтобы покрывать все внешние потребности и все потребности в иностранной валюте российской экономики» (апрель 2016).

7. О бомбе замедленного действия

«Понятно, что кризисный сценарий в Китае наравне с США или с крупнейшей экономикой мира — это бомба замедленного действия. Она может произвести эффект на мировую экономику сравнимый или даже больше, чем эффект от глобального финансового кризиса» (июнь 2016).

8. О гадании на цене нефти

«С точки зрения экономической политики не надо гадать, какая будет цена на нефть. Важно понимать, как будет выглядеть экономическая политика в каждом из сценариев. Нужно представлять, какие могут быть риски и как на них реагировать. С точки зрения бюджетной политики лучше брать более консервативные оценки» (июнь 2016).

9. О «педали газа» российской экономики

«Единственное, где может находиться педаль газа — за пределами государства, в частной экономике. Мы надеемся, что частный сектор будет активно реагировать на выросшую рентабельность своего бизнеса за последние пару лет увеличением частных инвестиций, потому что, по нашему мнению, только таким образом экономика может расти и расти быстрее, чем она это делает сейчас» (ноябрь 2016).

10. О главном

«Самое плохое уже позади. Но темпа роста, конечно, недостаточно. Поэтому главная задача на предстоящий год — это подготовка ключевых мер, которые позволят снять структурные преграды для роста российской экономики» (ноябрь 2016).