тестовая новость

3ошзщлаущо

Где логика, где разум?

Иногда кажется, что некоторые московские улицы были названы с бухты-барахты, наугад. А вот и нет – логика все-таки прослеживается. Хотя и не всегда.

Кто все эти люди?

Вы никогда не задумывались, почему мемориальные названия улиц построены по разным схемам?

Перечислим основные варианты.

1. Притяжательные прилагательные. Используются для суперзвезд топонимики – когда фамилии давно уже стали нарицательными (Ленинский проспект, Менделеевская ул.).

2. Фамилии – основной формат (ул. Куусинена, пер. Хользунова). Чаще всего за малоизвестными фамилиями скрываются пламенные революционеры или герои войны.

3. Имена и фамилии. Иногда можно объяснить наличием известных однофамильцев (ул. Дмитрия Ульянова), иногда – чем-то иным (ул. Олеко Дундича, Федора Полетаева).

4. Звания и фамилии (пр. Маршала Жукова, ул. Академика Королева). Логики не ищите – например, Сергей Вавилов был президентом Академии наук, братом знаменитого генетика Николая, однако ни имени, ни звания в названии ул. Вавилова нет.

5. Профессии и фамилии (ул. Летчика Бабушкина, ул. Архитектора Власова). Самый лучший и удобный вариант, сразу дающий представление о человеке, в честь которого названа улица.

Подобное разнообразие, конечно, интереснее механического построения всех названий по единой схеме, но немного отдает шизофренией.

Москва съедобная

Топография часто пахнет едой – Колбасные, Арбузные и многие другие улицы украшают российские и особенно европейские города. Москва же в этом отношении на удивление аскетична.

Страшно сказать, лишь три названия в столице имеют прямое отношение к презренной пище телесной. Все они находятся в центре. Это, конечно, Мясницкая – здесь когда-то располагалась Мясницкая слобода, где всегда можно было затовариться свежим мясом и замечательными копченостями. Есть также Хлебный пер., около которого гармонично расположены Столовый, Скатертный, а также почему-то Медвежий переулки. И, наконец, Молочный пер., который ассоциируется скорее с лактацией, так как затерялся в хитросплетении Зачатьевских переулков.

А вот Луков пер. (ЦАО) назван по имени домовладельца – военного медика по фамилии Луковников. Что касается Яблоневой аллеи (Зеленоград) и Яблонного пер. (ЦАО) – заметьте, не Яблочных, – Вишневой ул. (СЗАО), «ореховых» названий (ЮАО) – все они прославляют деревья, а не плоды. Да и район Куркино (СЗАО) помнит о курах, но не курятине.

Время работать!

Многие названия столичных улиц напоминают: когда-то это был вполне трудовой город.

В ЦАО есть улица, которая так и называется – Трудовая. Она, правда, настолько мала (как и Трудовая аллея в САО), что очевидно: особого энтузиазма у градоначальников труд не вызывал. То ли дело Мир или тот же Энтузиазм, давшие имена огромным магистралям!

Кстати, в той же точке, что и шоссе Энтузиастов, начинается Рабочая улица, которая в 3,5 раза длиннее Трудовой. Когда-то начало важнейшей магистрали, ведшей к городу Коломна, ныне это незначительная улочка, на которой, впрочем, расположен механический завод «Красный путь».

Ну а где рабочие, там в советской мифологии неизбежны и крестьяне. Совсем недалеко от Трудовой и Рабочей улиц расположены, во-первых, площадь Крестьянская застава, во-вторых, Крестьянская площадь (это не одно и то же) и, наконец, особенно точно характеризующий ситуацию с московским земледелием Крестьянский тупик.

Москва разноцветная

Карта улиц и площадей Москвы – многоцветная с явным преобладанием красного. Красными, оказывается, бывают Ворота и Зори, Казанцы и Балтийцы, Октябри и Сосны. Очевидно, таким образом градостроители пытались компенсировать отсутствие ярких цветов в нашей серой природе.

Белый цвет в краю, где по полгода лежит снег, популярностью не пользуется – Москва может похвастаться лишь Белым озером (ВАО). Есть у нас также пара Черных озер (Зеленоград и ВАО), а также улица, которая так и называется – Черное озеро (ВАО).

Гораздо больше повезло цвету весны и лета – у нас есть Зеленые проспект (ВАО), переулок (Толстопальцево, ЗАО) и даже тупик (Ново-Переделкино, ЗАО).

Другие цвета на карте Москвы присутствуют разве что как основы или части фамилий или топонимов: Синельниковская, Голубинская, Маршала Малиновского…

И, наконец, есть два универсальных названия, милых сердцу любого художника. Это, конечно, знаменитый многолюдный Цветной бульвар (ЦАО) и мрачноватая пустынная Радужная улица (СВАО).