Продукты подорожали за время карантина. После его отмены будет еще хуже.

ДЕНЬГИ

Продукты подорожали за время карантина. После его отмены будет еще хуже.

Инфляция в апреле ускорилась на 3,1% в годовом выражении — по итогам марта она находилась на уровне 2,5%. Подобная динамика показателя связана с резким падением курса рубля более чем на 22% в начале весны на фоне развертывания глобального финансового и энергетического кризиса.

Мнение эксперта
Петр Пушкарев
шеф-аналитик TeleTrade

Центробанк ожидает, что по итогам года инфляция составит от 3,8 до 4,8%. Петр Пушкарев, шеф-аналитик TeleTrade: — В качестве одного из факторов, который должен способствовать замедлению роста цен, регулятор указывает сокращение потребительского спроса. Иными словами, после карантина население продолжит «проедать» сбережения, так как доходы долгое время будут оставаться ниже привычных уровней, что в конечном итоге приведет к снижению потребительской активности. Данная тенденция должна мотивировать магазины сдерживать рост цен, чтобы сохранить привычные объемы сбыта.

Важно помнить, официальные цифры по инфляции достаточно слабо описывают реальную ситуацию в стране. Потребительская корзина Росстата сильно отличается от предпочтений большей части россиян. Что касается расходов граждан, чиновники настроены слишком оптимистично и вряд ли способны адекватно оценить российскую действительность. Чего только стоит один лишь размер прожиточного минимума (10 609 рублей).

Между тем в апреле россияне потратили на еду в среднем 26 тысяч рублей (исследование «Ромир») — самый высокий показатель с декабря 2019 года, тогда как доля этих затрат в общей структуре расходов составила 46%. В условиях карантина люди были вынуждены сократить привычные расходы по многим группам товаров и услуг: общие расходы оказались ниже мартовских уровней на 13% — 56,8 тысячи рублей.

В апреле россияне потратили на еду в среднем 26 тысяч рублей
В апреле россияне потратили на еду в среднем 26 тысяч рублей. Фото: Макеев Иван/«КП»

Влияние режима самоизоляции на продуктовые цены оказалось достаточно любопытным. В первую очередь стоит отметить позитивный момент. Политика импортозамещения, проводимая после 2014 года, позволила значительно ослабить негативный эффект от падения стоимости рубля. Воспользовавшись более выгодным для себя курсом, отечественные сельскохозяйственные компании смогли нарастить объемы экспорта в марте почти на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

На сегодняшний день импорт продуктов питания в Россию снизился более чем на 30%. Полного замещения не произошло, однако по ряду направлений удалось достигнуть впечатляющих результатов: например, доля российской продукции по зерну, картофелю и мясу увеличилась до 99, 95 и 90%. Наибольшая доля импорта сейчас приходится на фрукты, соль, макаронные изделия, молоко и молокопродукты, по которым наладить производство в достаточном объеме пока не удалось. Именно эти группы товаров сильнее других подвержены росту цен.

Карантинный период отметился неожиданным ростом спроса на имбирь (на 80%), лимоны (50%) и чеснок (20%). Внутренний рынок по ним полностью зависит от импортных поставок, вследствие чего в стране довольно быстро возник дефицит. В некоторых регионах стоимость имбиря выросла до 2000 рублей, а лимонов — до 500 рублей за кило. Проблемы с логистикой были решены: в ближайшие недели цены должны вернуться к «доковидным» значениям.

В связи с закрытием рынков и ресторанов спрос на свежие овощи существенно снизился, что привело к затовариванию складов. В результате производителям пришлось реализовывать их почти по себестоимости: огурцы и помидоры подешевели на 20 и 10% соответственно. Пожалуй, единственным исключением является Дальний Восток, где из-за удаленности от центральной части и нарушения поставок из Китая плодоовощная продукция подорожала примерно на 10%. По мере смягчения карантинных мер и наступления сезона стоимость овощей будет «приходить в норму».

Производители отмечают рост спроса на мясные изделия: первую половину карантина люди стали гораздо больше приобретать красного мяса (на 15% по сравнению с прошлым годом). Связано это с тем, что многие люди получили возможность экономить на обедах вне дома за счет перехода на «удаленку» и решили побаловать себя более премиальной едой. Не стоит упускать из внимания и тот факт, что часть граждан решила переждать карантин на природе и активно готовила шашлыки. В скором времени начнется «сезон шашлыка», а значит, потребление мяса будет держаться на высоком уровне.

В то же самое время уже в мае прослеживается новый тренд: граждане, оказавшиеся в уязвимом финансовом положении, стали гораздо экономнее. Возросли продажи недорогих мясных изделий: вареной колбасы, сосисок, ветчины и т. д. Изделия из птицы стали менее востребованными: теперь курицу покупают целой тушкой — это оказывается выгоднее по соотношению цена/вес. Вот и получается, что потребительская корзина будет в большей степени зависеть от того, насколько доходы каждого конкретного человека пострадали из-за карантина.

В обозримом будущем мы ожидаем роста цен. Причем подорожание должно произойти не только по импортной продукции, но и по отечественной. Огромную роль в себестоимости продуктов питания играют импортные составляющие: корма, закваски, витаминно-минеральные комплексы, пищевые красители, консерванты, ну и, конечно же, пластик и картон, из которых создают упаковку. Чем сложнее производство, тем больше доля этих расходов — например, в «молочке» они могут превышать 20%. Стоит иметь в виду, что часть розницы реализует социально значимую продукцию — макароны, картофель, молоко, чай и подсолнечное масло — с совсем небольшой наценкой или даже по себестоимости.

Между тем производители уже сейчас уведомляют магазины о скором росте отпускных цен на 20-50%. По мере распродажи продукции, закупленной по старым ценам, и поступлению в магазины более дорогого товара сдерживать цены будет все сложнее. К концу года рост продуктовых цен может составить около 10-15%. Сильнее всего подорожание затронет импортные фрукты: апельсины, виноград и прочую экзотику. Вследствие чего покупатели будут больше склонны выбирать наиболее дешевые продукты: консервы, птицу, бананы, яблоки и т. п, а также искать товары по скидкам и предложениям в крупных сетях. С 2014 года число «черри-пикеров» увеличилось в пять раз и выросло до 20%. Очередной кризис должен усилить данную тенденцию.

Читайте также: