7 интересных фактов о фильме «ТАСС уполномочен заявить…»
1. Как разоблачили американского шпиона
В 1977 году в Москве был арестован Александр Огородник, который работал в дипломатическом ведомстве СССР. В его квартире были обнаружены материалы для передачи в разведку США и шпионское оборудование. В фильме роль американского шпиона Сергея Дубова исполняет Борис Клюев.
Впервые в поле зрения госбезопасности Огородник (под псевдонимом «Трианон» или «Агроном») попал после возращения из Колумбии. Будучи специалистом по экономике латиноамериканских стран, по приезду в Москву, он отказался от перспективного места в Институте Латинской Америки, и устроился в МИД на скромную должность второго секретаря. Это и стало настораживать КГБ. Для Огородника же новое место работы открывало доступ к важным документам.
Позже в КГБ поступила информация, что в Колумбии сотрудники ЦРУ активно пытались завербовать какого-то советского гражданина. К сожалению, ни фамилии, ни должности источник не смог сообщить. Единственной достоверной информацией было, что объект часто посещал гостиницу «Хилтон» для встреч с дамой сердца и как-то раз попал в автомобильную аварию.
Со столь скудной информацией сотрудники контрразведки начали вычислять потенциального предателя. В числе подозреваемых было около десятка советских граждан. Среди них оказался и Огородников, прославившийся в МИДе своими неуемными интимными связями. Вскоре он был пойман на передаче данных представителям посольства США. Информацией они обменивались через тайники в Парке Победы.
2. Советник посольства в реальности был женщиной
Советник посольства Роберт Лунс, которого спецслужбы выманили на передачу контейнера с материалами, в фильме был прототипом дамы – вице-консула посольства США Марты Петерсон. Схватили ее в момент закладки очередного контейнера. В фильме задержанный американский дипломат практически не оказал сопротивления. А в реальной истории Марта так лихо махала руками и ногами и столь яростно материлась, что опешили даже бывалые оперативники из группы захвата. Уже на следующий день Марту Петерсон объявили персоной нон грата и выслали из страны.
3. Смена режиссеров
Изначально снимать фильм «ТАСС уполномочен заявить…» должна была Татьяна Лиознова. Несмотря на то, что режиссер и автор сценария уже успели вместе поработать над картиной «Семнадцать мгновений весны», Юлиан Семенов был категорически против ее кандидатуры. Тогда писателю предложили самому выбрать режиссера. Место занял Борис Григорьев, известный своими работами «Петровка, 38» и «Огарева, 6».
Но и здесь Семенов был не доволен съемками, считая, что новый режиссер совсем не понял специфику политического детектива. Григорьев использовал хорошо ему известную манеру съемок милицейского детектива с частой сменой кадров, рваным монтажом и, по мнению Семенова, с совершено ненужной динамикой. Тогда руководство студии отстранило Григорьева и на его место определило малоизвестного режиссера Владимира Фокина.
После таких перестановок в фильме отказались сниматься Николай Губенко и Игорь Ледогоров. Их заменили Юрий Соломин и Вахтанг Кикабидзе. Работу пришлось начинать заново.
4. Реальные прототипы из фильма
Для придания достоверности фильму, съемочную группу и актеров консультировали высокопоставленные сотрудники КГБ. Поэтому в киноленте были еще прототипы реальным личностям. Например, полковник Славин в жизни являлся генералом КГБ Вячеславом Кеворковым, генерал Федоров – начальником главного управления контрразведки КГБ Григорием Григоренко, генерал КГБ Константинов – первым заместителем начальника контрразведки КГБ Виталием Бояровым. Журналистом Степановым был сам сценарист и автор одноименного романа Юлиан Семенов.
5. Актер, не желавший играть предателя
На роль предателя «Агронома» был утвержден Борис Клюев. Но актер не хотел играть героя, который не понравится зрителям. Тогда режиссер предложил снять дополнительную сюжетную линию, которая объясняет поступок гражданина, решившего предать родину. Консультанты в лице сотрудников КГБ затею осудили, им вовсе не хотелось смягчать восприятие отрицательного персонажа. В итоге роль была снята по первичному сценарию.
6. Фильм и политика
В съемочный процесс шпионского детектива вмешивалась настоящая политика. Действие картины перенесли из Латинской Америки в Африку, которая являлась в то время сферой интересов СССР и США. Каждая страна пыталась склонить на свою сторону страны, освободившиеся от колониальной зависимости. «Африканские» сцены снимались на Кубе как раз в тот момент, когда туда привозили пострадавших в ходе военного переворота в соседней Гаване, произошедшего после расстрела главы правительства. Вся съемочная группа была в эпицентре трагических событий и это сильно сказывалось на рабочем настроении.
7. Отвлекающий маневр
28 июля 1984 года в Лос-Анджелесе проходили Олимпийские игры, в которых советские спортсмены не принимали участие вследствие бойкота. Поэтому создателям картины была дана установка назначить премьеру на период проведения Олимпиады, с целью переключить внимание советских граждан на захватывающее кино. Это сработало, все примкнули к экранам, и только и говорили о многосерийном фильме с участием звезд первой величины.