В эмиграции Зинаида Серебрякова радовалась картофельным очисткам

Автопортрет (1907 г.) - любимый жанр Зинаиды Евгеньевны: изображая самую доступную для себя модель, она не боялась экспериментировать

55 лет назад, 19 сентября 1967 года, в Париже скончалась 82-летняя Зинаида Серебрякова. Самобытный мастер, создавший сотни прекрасных полотен, 43 года провела на чужбине. Покидая страну, чтобы хоть что-то заработать, она оставила надежду вернуться на родину. И все это время корила себя за необдуманное решение.

Точкой невозврата стал 1924-й. Зинаиде Евгеньевне 39 лет, у нее на руках четверо детей-подростков и престарелая мать. Работы нет - классическое искусство мало кого интересует. Но футуризм и индустриальная живопись чужды Серебряковой. На деньги от продажи нескольких картин она решает поискать удачи во Франции. Там много русских, есть родственники. Получен заказ на роспись большого панно. Зинаида Евгеньевна не скрывала свою цель: как встанет на ноги на чужбине, выпишет из Советской России маму и детей. Ей страшно. Имение Нескучное в Курской губернии, где в декабре 1884-го она родилась, провела лучшие годы и где появились на свет их с мужем, Борисом Серебряковым, дети, разграблено и сожжено. В 1919-м, бросив всё, семейство бежит в Харьков. В тот же год в 38 лет Борис умирает от тифа. Зинаида хватается за любую работу - ради «ученого пайка» рисует археологические ценности в музее. Из Харькова всем табором двинули в Петербург - в квартиру деда, Николая Бенуа. Жилплощадь «уплотнили». Новые соседи - искусствовед и художник - страстные балетоманы. Под их нажимом Таня Серебрякова поступает в балетную школу. А Зинаида Евгеньевна пишет воздушных танцовщиц.

Но заказ в Париже - шанс, который нельзя упустить. Так кажется художнице. По приезде устраивается на съемной квартире. Время от времени пишет портреты эмигрантов. Выгадывает крохи. Художник Константин Сомов, помогавший Серебряковой находить работу, вспоминал:

«Заказов нет. Дома нищета. Зина почти все посылает домой. Непрактична, делает много портретов даром за обещание ее рекламировать, но все, получая чудные вещи, ее забывают».

В 1925-м при содействии Красного Креста удалось переправить за границу 20-летнего Александра Серебрякова - младшего из сыновей художницы. Еще через три года - 15-летнюю Катю. Сын Женя и дочка Татьяна остались в России. В 1933-м умерла мама Зинаиды Евгеньевны, и художница не находит себе места при мысли, что дети одни. Оформление документов на их выезд затягивается. А вскоре пресекается даже переписка: с началом Второй мировой и оккупации Парижа за контакты с СССР грозил концлагерь. Художница живет как беженка по международному документу - Нансеновскому паспорту. В 1947-м получает французское гражданство.

Автопортрет (1907 г.)

В письмах Серебрякова делилась наболевшим:

"Вообще я часто раскаиваюсь, что заехала так безнадежно далеко от своих. 34 года жизни здесь - одна суета, одна нервность и отчаянье. А как же художнику творить без радостного волненья?"

Спустя много лет после отъезда Зинаида Евгеньевна подведет черту:

«Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы».

Только в 1960-м, спустя 36 лет после разлуки, она увиделась со старшими детьми. На родину не вернулась.

«Годы пролетели, а теперь я от старости так «заробела», что не могу принять решения покинуть моих Шурика и Катюшу, и вот это просто мученье для меня. Ибо, конечно, это была моя непростительная опрометчивость тянуть здесь лямку непризнанной и никому не нужной художницы», - печалилась мастер.

А в 1965-м она с удивлением узнала, что нужна покинутой ею стране, - на выставках в Москве, Ленинграде и Киеве было столпотворение.

«Все это внимание меня несказанно трогает! Тут ведь, во Франции, никакого отклика на мое художество нет (да я и не жду)», - констатирует с горечью.

Зинаида Серебрякова умерла от кровоизлияния в мозг. На русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем, где она упокоилась, много тех, кто тоже оттолкнулся от родного берега. Но так и не сумел пристать к чужому.


Краски жизни: биография в картинах

Судьба Зинаиды Серебряковой - одна из самых драматичных в истории искусства. Ее работы - как жизнеописание, составленное самой художницей.

«Портрет Б.А. Серебрякова». 1905 г.

Будущий супруг Зины Лансере - представительницы династии художников, архитекторов, скульпторов - сам принадлежал к тому же выдающемуся клану. Отец Зинаиды и мать Бориса Серебрякова - родные брат и сестра, а значит, Зина и Боря были двоюродными. Жили по соседству. Росли вместе. Дружили с детства. Рано поняли, что влюблены. Родственники не противились отношениям. Но когда дело дошло до свадьбы, пришлось поискать священника, который согласился бы обвенчать молодых. Нашли одного - за 300 целковых взял грех на душу.

«За туалетом. Автопортрет». 1909 г.

Борис Серебряков был далек от искусства: он инженер-путеец, строил железные дороги. В то утро находился в очередной экспедиции.

«Мой муж Борис Анатольевич был в командировке для исследования северной области Сибири, в тайге, - вспоминала потом Серебрякова. - Я решила дождаться его, чтобы вместе вернуться в Петербург. Зима этого года наступила ранняя, все было занесено снегом, но в доме на хуторе тепло и уютно. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь «на туалете».

Третьяков приобрел картину для своей галереи. И к ее автору пришла известность.

«За туалетом. Автопортрет». 1909 г. 

«За завтраком». 1914 г.

Зинаида и Борис прожили в браке всего 13,5 лет. До обидного мало - к счастью, успели родить чудесных детей. Оба сына и обе дочери тоже проявили себя в творчестве. Вопреки предрассудкам, все прожили длинную жизнь. Последняя из четверых, Екатерина Борисовна Серебрякова, умерла в 2014-м, на 102-м году. Эпизод, запечатленный на картине, - привет из той жизни, когда все были вместе.

«Карточный домик», 1919 г.

После разгрома Нескучного жизнь покатилась под откос. Зинаида много работала, за копейки распродавала старые полотна. Семья жила «каким-то чудом», радуясь котлетам из картофельных очисток. Смерть Бориса, отъезд в Париж - все, что до этих событий любовно выстраивалось, - рассыпалось как карточный домик, который строят дети художницы.

«За завтраком». 1914 г. 

«Отдыхающая африканка». 1928 г.

В 1928 и 1932 годах Зинаида Евгеньевна побывала в Африке. Поездку спонсировал бельгийский барон Жан Броуэр - очень ему пришлись по нраву созданные художницей портреты его жены и дочки. Отправляя Серебрякову в Марракеш, где были плантации богатея, он поставил условие: наиболее удачные работы заберет себе. Заказ был специфичен.

«Он хотел, чтобы я сделала «ню» с туземок прекрасных, - писала Зинаида брату и сетовала, что даже в покрывалах никто не хочет позировать. За мзду добивалась разрешения сделать набросок. Всего 15 минут, чтобы схватить главное» , - задерживаться дольше темнокожие дивы не соглашались.

Цикл «Обнаженные». 1911 - 1940-е гг.

Серия томных африканок - не единственная в «нагой» теме художницы, красота такого рода всегда ее привлекала. Критики обвиняли Серебрякову в излишнем эротизме, но явно же просто злобствовали. Ее модели чувственны, но их позы благородны, а формы пластичны и гармоничны. К слову, в 2006-м на аукционе Christie’s картина «Спящая обнаженная» ушла с молотка за рекордные $1,4 млн.

«Баня» (1913 г.) 

Записали в украинки

Согласно новой концепции, с подачи князя Никиты Лобанова-Ростовского, Серебрякова причислена к художникам украинского модернизма - именно так ее выставки проходили в Нью-Йорке и Чикаго. По той же логике все знаменитости, имевшие собственность на Украине (а село Нескучное ныне относится к Харьковской области) или бывавшие в городах на ее территории, принадлежат искусству «незалежной». Например, Малевич. Ничего, что жил в Витебске, - теперь он «украинский авангард». Любопытно, что сказали бы об этой дичи сами живописцы?


Кстати

Все дети Зинаиды Евгеньевны также проявили себя в творчестве: