Одни любили, другие ненавидели: как работала продленка в СССР
Кто-то вспоминает, как было интересно и весело на продленке, как гуляли и резвились всей группой, вышивали и мастерили, играли в шахматы и другие настольные игры, занимались спортом, смотрели диафильмы и даже ходили в кино. Другие утверждают, что было неимоверно скучно сидеть весь день в школе, разрешалось только делать домашние задания или читать книжки. Одни помнят, что кормили в столовой вкусно и разнообразно, прочие говорят, что питались тогда только булками. Предлагаем вновь погрузиться в атмосферу групп продленного дня в Советском Союзе.
Когда и по какой причине появились в СССР продленки
Спустя четыре года после смерти Сталина государство решило улучшить общественное воспитание советских детей и оказать существенную помощь семьям школьников, организовав группы продленного дня. Связано это было со взятым мощным курсом на индустриализацию страны. Родители работали с утра до вечера, дети были предоставлены сами себе. То время взращивало раннюю самостоятельность, многие умели с ранних лет разогреть еду на газовой плите, сами добирались с пересадками до спортивной секции или Дворца пионеров. Но свободное время не всегда проводилось детьми эффективно, уроки не делались, дети бездельничали, подвергали себя опасности, проводя весь день на улице. Конечно, это беспокоило родителей и многие стали отдавать их на продленку под присмотр учителей.
Группа продленного дня была не бесплатной и стоила около 10 рублей. Также были предусмотрены льготные категории, которым услуга предоставлялась бесплатно: после потери кормильца, инвалидам, многодетным. Детей, семьи которых не могли себе позволить отдать из бюджета такую ничтожную сумму, также обслуживали даром.
Кто отвечал за детей
После завершения основной образовательной программы дети, как правило, возвращались в тот же кабинет, где проходили уроки, к той же учительнице. Иногда продленку вел педагог начальных классов. В редких случаях в школе был отдельный преподаватель, который отвечал только за группу продленного дня. Так как на большинстве предприятий рабочий день длился до 17 часов, то и продленка работала до 17-18.
Как и чем кормили детей
При наличии столовой в школе, группу детей с продленки сразу после уроков выстраивали парами в колонну и сопровождали на обед. Каждое учебное заведение по-своему решало вопрос с кормлением учеников. Где-то готовили еду прямо в школьной столовой, другие пользовались услугами комбинатов питания, которые поставляли готовые блюда в больших кастрюлях и противнях, оставалось только разогреть и разложить по тарелкам. Если в школе имелся только буфет, то весь рацион школьника состоял из булочки с компотом, молоком или киселем. В этом случае обеспечение питания ребенка ложилось на плечи родителей.
Пищу раздавали дежурные, начиная с четвертого класса, младшие классы обслуживал учитель. Школьное меню обязательно состояло из блюд, которые все любили и которые так же дружно ненавидели. Кормить старались разнообразно, полезно и практично. Порции были небольшие, но их хватало, чтобы наестся. В блюдах не было копченостей, перца, чеснока и свинины. Среди супов встречались борщ, щи, куриный, рассольник и гороховый. На второе подавались кусок курицы с рисом или пшенной кашей, сосиска с макаронами, котлеты или рыба с картофельным пюре, гуляш с гречневой кашей. На третье были чай или компот. На столах в общем доступе стояла корзинка с белым или серым хлебом. Салаты давали редко.
В 16:00 расписание продленки предусматривало еще поход на полдник, который состоял из булочки с напитком.
Чем занимались дети на продленке
После окончания уроков младшие классы могли отправиться на прогулку. Наигравшись вдоволь, дети переодевались и шли в столовую на обед. Следом трапезничать приходили освободившиеся ученики старших классов.
Далее все ребята возвращались в классы и приступали к выполнению домашних заданий. Возникающие у них вопросы задавались учителю продленки. Оставшееся время до приходов родителей посвящалось кружкам или спортивным секциям, которые проводились в школе. От заинтересованности учителя в результатах педагогического процесса зависело будут ли дети в свободное время рукодельничать, играть в настольные игры, читать книги или же займутся уборкой в классе, станут бездельничать и носиться по всей школе.