Вдохновлялся голыми женщинами, но не завел ни одного романа: яркая жизнь художника Эдгара Дега

Эдгар Дега: певец проституток и танцовщиц
«Автопортрет» (1863 г., частная коллекция)
В марте этого года на волне безумной отмены русской культуры на Западе Лондонская национальная галерея переименовала «Русских танцовщиц» Эдгара Дега в украинских. Администрация музея умолчала, что французский художник написал это полотно в 1899-м под влиянием «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. Никаких украинских танцовщиц тогда и в помине не было. Любопытно, что сказал бы мастер, день памяти которого отмечается 27 сентября, услышав сей бред?
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

Переименовать картину французского живописца британский музей надоумила художница из Киева Мариам Найем. Она накатала на сайт галереи жалобу, дескать, в костюмах видны жовто-блакитные мазки, а это, к гадалке не ходи, указание на национальную принадлежность. Красные вкрапления дама в упор не заметила, а зря. Как следует из описания картины Эдгара Дега на сайте Национальной галереи, на полотне изображены танцовщицы из Восточной Европы, которые посетили Францию в 90-х годах XIX века и выступали в «Мулен Руж» и «Казино де Пари».

И уж если отталкиваться от палитры, барышни вполне могли быть, например, «румынскими танцовщицами». Они тоже из Восточной Европы, а на флаге этого государства представлены красный, желтый и синий цвета. Но нет.

- Почти наверняка мы можем утверждать, что на картине изображены украинские танцовщицы, а не русские, - упорствуют в музее.

«Русские танцовщицы» (1899 г., Лондонская национальная галерея)
«Русские танцовщицы» (1899 г., Лондонская национальная галерея) 

Под покровом ночи

Эдгар Дега, скончавшийся 105 лет назад, в 1917-м, меньше всего думал о политической составляющей своего творчества. Его отец был преуспевающим банкиром, мать - дочерью хлопкового брокера, и семья, где подрастали пятеро детей, не испытывала нужды в средствах. Эдгар с детства недурно рисовал. Отец не считал увлечение серьезным - со временем его первенец, безусловно, выберет профессию посолиднее, юриспруденцию, например. Но деловая хватка у парня напрочь отсутствовала. Только спустя годы, после смерти отца, когда на наследников свалилась куча долгов, Эдгар работал как проклятый, чтобы продажей полотен рассчитаться с кредиторами. Со временем пришел достаток: картины мастера ценились.

«Женщина, вытирающая ногу» (1885 - 1886 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
«Женщина, вытирающая ногу» (1885 - 1886 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк) 

Для юного же Эдгара потрясением стала смерть матери. Ему было всего 13. Ранимый подросток замкнулся, печатью одиночества будет отмечена вся его жизнь. Среди коллег-импрессионистов он держится особняком. В отличие от других «ловцов ускользающих впечатлений» Дега терпеть не мог рисовать на пленэре, и большинство его работ написано при газовом освещении. Товарищам по цеху объяснял: «Вам нужна жизнь естественная, мне - искусственная».

«Женщина моется в тазу» (1885 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
«Женщина моется в тазу» (1885 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк) 

Работая в окружении женщин, чьи изображения, часто в обнаженном виде, случалось, шокировали публику, не закрутил ни одного романа. Он не был женоненавистником: в ближний круг мастера входили, например, две художницы-импрессионистки, которых он горячо поддерживал. Но исследователи не верят, что дело доходило до интима. Одна из приятельниц Эдгара, феминистка из США Мэри Кэссет, зареклась иметь отношения с мужчинами. Вторая, француженка Берта Моризо, была счастлива в браке. Дега же, скорее, был мизантропом. Брюзга и ворчун, даже получил от знакомых прозвище Медвежонок. А на вопросы, почему он не женился, отвечал:

- Я слишком боялся, что жена скажет про мою новую работу: «Как это мило у тебя вышло!»

«Голубые танцовщицы» (1897 г., Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва)
«Голубые танцовщицы» (1897 г., Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва) 

Маленькие крысы

А история с танцовщицами? Долгое время никто не сомневался: мастер писал их, присутствуя на репетициях. Но эксперты не нашли подтверждений, что Дега был вхож в закулисье.

- Он создал собственный театр через фильтр памяти и воображения в своей студии, нанимая танцовщиц - «маленьких крыс», как их называли, - в качестве моделей, - уверяет бывший глава Лувра и музея Орсе в Париже Анри Лойретт.

Да художник и сам признавался:

- Я провел столько этих танцевальных исследований, даже не видя их, что мне немного стыдно.

Бронзовая «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица»

Бронзовая «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» (на фото выше) в свое время вызвала скандал. Для нее позировала Мари ван Гётем, вероятно, попавшая со сцены прямо в бордель. Ее критиковали как «ужасно уродливую, отмеченную обещанием порока» 

С кистью в руке он увлекался - сам вытягивался на цыпочках, вскидывая над головой руки или демонстрируя арабеск. Труд танцовщиц Дега уважал. В отличие от других богатых людей, смотревших на них как на игрушки для плотских утех, не щипал девушек за ягодицы.

- Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение, - раскрывал карты мастер.

Рядом с художником-асексуалом натурщицы могли жаловаться лишь на долгие часы, которые им приходилось проводить в студии. Над живописцем подшучивали: заставить его прекратить совершенствовать работу можно, только ее отобрав.

«После ванны» (ок. 1895 г., частная коллекция)
«После ванны» (ок. 1895 г., частная коллекция) 

Скрашивала сеансы ванна, установленная посреди мастерской, где модели могли расслабиться. Опять же на радость гению - женщина, принимающая ванну, выходящая из ванны, вытирающаяся после ванны, - мотивы, которые, занимали художника многие годы. Но дамы на его полотнах не позируют - живописец видит их словно через замочную скважину, когда они, по его словам, максимально естественны.

…Во время Франко-прусской войны Дега записался добровольцем на фронт, но на первых же стрельбах выяснилось: он плохо видит правым глазом. Это было началом дегенерации сетчатки. Под занавес жизни художник почти ослеп. Один в богато убранной парижской квартире, без семьи и наследников он умер в 83 - лишь в окружении своих картин.

«Абсент» (1875-1876 г.г., Музей Орсе, Париж)
«Абсент» (1875-1876 г.г., Музей Орсе, Париж) 

Еще по одной?

Балерины, артистки кафешантанов, проститутки и лошади - любимые темы нашего героя. Он не боялся провокаций. Одну из его самых известных картин - «Абсент», едва увидев, публика назвала мерзкой, уродливой и тошнотворной. Досталось модели - актрисе Элен Андре, даме благопристойной и малопьющей. А вот ее компаньон изображал, по сути, самого себя. Это был художник Марселен Дебутен. Промотав наследство в Италии, он без гроша вернулся в Париж. Жил в каморке, перебивался случайными заработками и регулярно прикладывался к стакану. Место действия картины - кафе «Новые Афины» в Париже. Во время военной оккупации заведение славилось стриптизом. В 1980-х превратилось в рок-кафе «Новая луна». В 2004-м здание снесли.

Что в имени тебе моем

Переименования картин в угоду политической повестке или из соображений цензуры - явление нередкое.

Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы» (1907 г.)
Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы» (1907 г.) 
  • В 2019 году «Портрет негритянки», написанный в 1800-м французской художницей Мари-Гийемин Бенуа, стал «Портретом Мадлен». Организаторы выставки в парижском Музее Орсе оскорбились, что за 200 с лишним лет никто не удосужился выяснить имена темнокожих натурщиц, и восполнили пробел.
  • Та же участь должна была постигнуть «Олимпию» (1863 г.): ее собирались представить как «Лору» - по имени служанки, которое раскопали в записных книжках Эдуарда Мане. Но от идеи отказались.
  • «Философский бордель» (1907 г.) Пабло Пикассо через девять лет после создания стал «Авиньонскими девицами». Самого автора чопорность слова demoiselles («девицы», «барышни») раздражала.

Кстати

  • Эдгар Дега, известный также и своими скульптурами, использовал пробки от винных бутылок для придания фигуркам объема. Это показали рентгеновские снимки, сделанные в наше время.
  • В молодости под влиянием новых социальных идей художник изменил фамилию предков де Га на менее аристократическую Дега.


Источник фото: Legion-Media




На эту тему:
Художник под пулями: Василий Верещагин воевал не меньше, чем писал
«Нечистая» — одна из самых скандальных картин советского периода. Что о ней говорят сейчас