История знаменитого советского забора с ромбиками: фигуру выбрали не просто так

Железобетонный забор ПО-2
Железобетонный забор ПО-2
Сколько имен советских гениев инженерной и конструкторской мысли мы помним? Многие вспомнят Королева, Калашникова и еще нескольких.. А вот фамилии Лахман, Арсентьев, Азрикан и другие едва ли узнает хотя бы половина из нас, хотя результаты их разработок мы видели не раз.

Борис Лахман был архитектором, возглавляющим конструкторское бюро «Мосгорстройматериалы». В 1972 он получил заказ от государства: необходимо было спроектировать ограждение для стратегических объектов. Среди требований была дешевизна, практичность и универсальность. Отсюда и берет начало история всем известного забора с ромбиками или ПО-2.

Одним из главных условий для будущего «забора безопасности», так он назывался в проекте, была возможность создавать его на всех советских ЖБИ-заводах. Производство не должно требовать модернизации и вмешательства в уже установленные нормы.

Железобетонный-забор-ПО-2
Железобетонный забор ПО-2 

Сам Борис Лахман рассказывает, что изначально было создано три варианта забора. Он признается, что ему больше нравился проект, в котором у заграждения была имитация каменной кладки. Однако был взят более простой вариант с ромбиками. Эта геометрическая фигура выбрана не просто так, именно она не только удовлетворяла поставленные задачи, но и несла в себе дополнительные функции. Ромбики лучше поглощали звук, создавая барьер, укрепляли конструкцию. А еще они были практичны в плане эстетики — грязь и пыль сами смывались дождями, а выпуклая форма создавала игру света.

«Железобетонный
Железобетонный забор ПО-2 

Бюро завершило свой проект в 1973 году, а уже через год ПО-2 получило окончательное признание. Лахман удостоился бронзовой медали ВДНХ и сопутствующей денежной премии. В первое время забор действительно использовался лишь для объектов производства. Но в 1980 году им уже стали ограждать железные дороги, стройки и многое другое. Были и модификации: в 90-ые появилась версия с «юбкой» вместо ромбиков, однако этот проект уже был не под руководством Лахмана.