Работала с 10 лет, чуть не была похоронена заживо и дружила с Высоцким: удивительная жизнь жены Александра Митты Лилии Майровой

Работала с 10 лет, чуть не была похоронена заживо и дружила с Высоцким: удивительная жизнь жены Александра Митты Лилии Майровой
Лилия Майорова и Александр Митта
Накануне стало известно о кончине супруги прославленного режиссера Александра Митты. Жизнь 94-летней Лилии Майоровой была наполнена самыми разными событиями. Ей довелось перенести в детстве тяжелые испытания, а в зрелом возрасте общаться с выдающимися личностями своей эпохи. И это не говоря уже о вкладе, который она внесла в развитие детской литературы.

Будущая художница и книжный график появилась на свет 6 февраля 1928 года. Время это, предшествующее Великой Отечественной войне, было само по себе очень тяжелым. Но для юной тогда Лили особенно. Когда девочке было всего десять лет, ее родители свалились с тифом.

Майоровой пришлось начать работать, чтобы выходить маму и папу. Она вручную шила юбки и продавала их на рынке. Кроме того, своих покупателей маленькая мастерица удивляла расписными платками из марли. Узоры Лилия выводила акварелью, так что стирать такие вещи было запрещено, но на спрос этот факт не влиял. Так началась творческая карьера будущей знаменитости.

В старших классах на грани смерти оказалась уже сама Лиля, заболевшая тифом. Однажды она упала в обморок, а очнулась в морге. Если бы не заглянувший туда врач, Майорову вовсе могли бы похоронить заживо. Однако ей повезло.

К слову, забегая вперед, у будущего мужа Лилии Моисеевны Александра Митты детство тоже было далеко не радужным. В четыре года маму режиссера арестовали, во время ВОВ он оказался в детском приюте, а после войны жил уже с отцом. Так что тяжкое прошлое тоже сблизило две творческие личности.

Но до встречи с Миттой Майорова успела выйти замуж за корреспондента газеты «Правда». С режиссером же Лилия Моисеевна познакомилась во время работы в книжном издательстве «Малыш»: она была художником, а он приносил туда свои тексты. Митта сразу же влюбился в красивую и модную Майорову, и даже наличие обручального кольца его не остановило. Сама Лилия Моисеевна быстро прониклась чувствами к Александру Наумовичу, которому еще только предстояло прославиться на режиссерском поприще.

Муж  от обиды не сразу дал развод Майоровой. Прошло несколько лет, прежде чем та смогла стать законной супругой Митты. И к тому моменту у пары уже родился сын Евгений. Он, к слову, пошел по стопам мамы и стал художником.

Митта и Майорова жили душа в душу. Оба были творческими людьми и трудоголиками. Лилия Моисеевна часто вдохновляла супруга на съемки фильмов. Так, к примеру, в ленте «Затерянный в Сибири» прообразом главной героини стала жена Александра Наумовича. И многие критики не раз писали, что без своей Лили режиссер вряд ли снял бы картину «Гори, гори, моя звезда».

Пока Митта покорял кинематограф, Майорова улучшала детскую литературу. Многие дети СССР обожали книги, к которым прикладывала руку Лилия Моисеевна. Как книжный график она добилась многого на своем поприще. Ярким примером может служить «Курочка-ряба», представляющая собой миниатюрный театр. Такое издание можно было увидеть в каждом втором доме. Между тем создала первоначальный вариант литературного хита Майорова из обрезков бухгалтерских отчетов. В издательстве «Малыш» Лилия Моисеевна проработала всю жизнь.

Будучи к тому же женой известного режиссера, художница имела возможность общаться с разными выдающимися личностями. Так, завсегдатаем дома Майоровой и Митты был Владимир Высоцкий. Он стал настоящим другом этой семьи и не раз доверял свои тайны Лилии Моисеевне. А та их так и не выдала общественности.

«Володю я очень любила, и он ко мне относился безукоризненно, как к подруге. И был всегда откровенен. При его жизни никогда ничего о нем не рассказывала. А уж после Володиной смерти тем более. Считаю это, мягко говоря, неприличным», — признавалась как-то Лилия Майорова.