Отдал жизнь, но не предал Родину: непростая судьба художника-сказочника Ивана Билибина

Иван Билибин
Иван Билибин
Во множестве детских книжек с русскими сказками на последней странице можно найти надпись “Рисунки Ивана Билибина”. Ребенку эта фамилия ничего не скажет, но знающему взрослому в голову тут же придут десятки картин, выполненных в его узнаваемом стиле. Билибин стал, пожалуй, самым известным художником-сказочником, создав множество работ по мотивам русского фольклора как авторского, так и народного. Но какую жизнь он прожил, и много ли в ней было сказочного, помимо творчества?

Жизнь Ивана Яковлевича* можно описать разными словами, но эпитета «легкая» там точно не будет. Родившись в 1876 году, он наблюдал за Первой Мировой войной, свержением императора Николая II, Гражданской и Великой Отечественной войнами. А в это время на его картинах проступала сказочная Русь, в которой нет боев, нет смерти и идеологических чисток, а побеждает в ней добро.

Билибин родился в дворянской семье. Юноша с детства проявлял огромный интерес к рисованию, но когда пришла пора определяться с образованием, он по настоянию отца выбрал юридический факультет. В итоге будущий художник через два года с успехом окончил обучение и уехал в Мюнхен. Там он вновь занимался искусством — посещал музеи и ходил на занятия в художественную школу Антона Ашбе. Однако, как рассказывал сам Билибин, так продолжалось недолго: «Совершенно опьянев от новой жизни, уныло вернулся осенью в Питер». Вновь оказавшись на Родине, Иван Яковлевич* поступил в рисовальную школу, где стал учеником легендарного Ильи Ефимовича Репина. Творчество занимало у юноши все время. Из-за того, что большую часть времени Билибин проводил в мастерской, на лекциях он почти не появлялся. Однако это не мешало ему с блеском сдавать экзамены и после рисовальной школы получить высшее образование в Академии художеств. В то время будущий художник зарекомендовал себя в обществе как умный и общительный молодой человек, разбирающийся в искусстве, не обделенный вниманием прекрасного пола.

В 1898 году Иван Яковлевич* оказался на выставке работ Васнецова, и это стало определяющим моментом в его творчестве. Главная картина выставки, «Богатыри», произвела на Билибина неизгладимое впечатление. Как позже рассказывал художник: «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чем тосковала моя душа». Художник в попытке выразить стремления своей души создал две акварельные картины к «Царевне-лягушке» и «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». На работы обратило внимание государственное ведомство, которое в это время создавало сборник русских народных сказок. Билибину предложили проиллюстрировать сборник и дали четыре года на создание картин. Иван Яковлевич* отдал работе всего себя, трудясь над своими произведениями по 10-12 часов в сутки. Благодаря такой самоотверженности, он за короткое время полностью проиллюстрировал сказки «Перышко Финиста — Ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке» и «Марья Моревна».

Иллюстрация-из-книги
 

Опубликованные работы принесли Билибину славу иллюстратора-сказочника. Профессионалы отмечали красоту орнаментов и яркость красок, а люди не столь искушенные в искусстве поражались силе и выразительности образов. После этого Иван Яковлевич* безотрывно занимался русскими сказками. Путешествуя по стране, он изучал древнерусскую архитектуру, традиции и культуру, все больше ею проникаясь. В 1904 году Билибин окончил работу над крупным циклом картин, посвященном сказкам Пушкина и еще шести народным сказкам. Это событие окончательно закрепило за художником звание лучшего иллюстратора.

В 1907 году Иван Яковлевич* стал преподавать графическое искусство в школе поощрения художеств. Там его и застали события 1917 года. Он бежал от революции в Крым, а после в Новороссийск. Там он пытался продолжать работу до 1920 года, когда Белая армия была разгромлена. Гражданская война вынудила художника эвакуироваться, так он оказался в Египте. Там ему пришлось сменить область творчества — он стал создавать эскизы для оформленных в византийском стиле фресок и панно. После нескольких лет Билибин переехал в Париж. Там ему довелось работать над декорациями для классических русских опер, но даже близкая сердцу Билибина тематика не могла унять его тоску по дому.

«Несмотря на громадный интерес жизни в Париже, в мировом центре искусства мне больше всего не хватало моей страны», — вспоминал Иван Яковлевич*.

Однако в СССР творчество Билибина было в чести. Художник узнал об этом и после недолгих метаний отправился в родной Петербург, точнее, уже Ленинград. Там он стал преподавать во Всероссийской академии художеств. Студенты с горящими глазами рассказывали, как их преподаватель Иван Яковлевич* на спор рисовал разные орнаменты с завязанными глазами, причем получившиеся рисунки были каллиграфически ровными. В 1939 году Билибин стал доктором искусствоведческих наук. В то же время художник даже запланировал создать выставку собственных работ. Он собирался открыть ее в сентябре 1941 года, но этого так и не произошло... Началась Великая Отечественная война.

Во время эвакуации из Ленинграда осенью 1941 года Билибин не стал покидать город. Как он сказал наркому просвещения: «Из осажденной крепости не убегают. Ее защищают». И он защищал культуру своей родины, запечатлевая ее на бумаге, до последнего не откладывая кисть.

В Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище стоит надгробный камень. Надпись на нем гласит: «Здесь похоронены погибшие в блокаду в 1942 году профессора Академии Художеств». Первым имя, которое написано ниже — Иван Яковлевич* Билибин. Великий русский художник скончался от истощения. Но его труды остались на века. Картины мэтра помнят миллионы детей и взрослых и его образ художника-сказочника обрел бессмертие.



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов