Могилу Малевича закатали в асфальт

Могилу Малевича закатали в асфальт
Казимир Северинович Малевич
Глядя на «Черный квадрат» Казимира Малевича, многие не могут взять в толк: что сложного намалевать геометрическую фигуру - даже ребенок справится?! Мастер предвидел такую реакцию: «Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию». Мы не станем углубляться в искусствоведческие дебри. А приспособим голову к пониманию личности самого художника, со дня рождения которого 23 февраля исполняется 145 лет.

Он родился в Киеве в 1878-м. Или в 1879-м? В источниках разные данные. А метрики по сей день преподносят сюрпризы. Несколько лет назад сотрудники Курского областного архива изучили переписные книги из католического костела, где нашли сведения о венчании 23-летнего Малевича с дочкой лекаря, 21-летней Казимирой Зглейц, за 27 января 1902 года. Здесь же запись о рождении их сына Георгия - она сделана 5 июня 1902 года. И это сенсация. О ребенке, появившемся на свет через четыре месяца после венчания Малевичей, до сих пор нигде не упоминалось. Выходит, будущий великий художник скрепил союз с Зглейц в церкви, когда та уже была на сносях. К сожалению, судьба новорожденного малыша неизвестна - скорее всего, умер в младенчестве.

Неотправленное письмо

Родители, Северин Антонович и Людвига Александровна, поляки по происхождению, отговаривали Казимира от раннего брака. На что он собирается жить? Да, его первый написанный маслом пейзаж кто-то купил за пять рублей - но этим семью не прокормишь.

Казик и года не отучился в Киевской рисовальной школе, когда его отцу предложили место в Курске. Северин Антонович, управляющий на сыроварнях крупного промышленника, надеялся, что старший из его многочисленных отпрысков (из четырнадцати до зрелого возраста дожили девять) станет ему опорой. И отправил его в агротехникум. Тот же умолял отца написать в Москву прошение о зачислении в художественное училище. Северин написал, но конверт сунул в ящик стола. А сыну сказал, что получил отказ.

В Курске 17-летнего Казимира и его брата 15-летнего Мечислава взяли чертежниками в управление железной дороги. Но юноша живопись не бросил и сколотил художественный кружок. А потом вот вздумал жениться. Пошли дети: Георгий, Анатолий, Галина. Но молодой папаша все же сбежал в Москву. Правда, в Училище живописи, ваяния и зодчества его не взяли, но Малевич поселился в коммуне художников и только через полгода, когда кончились деньги, вернулся в Курск.

В Москву семью сына перевезла Людвига Александровна, устроившись заведующей в столовую. Но брак Казимира и Казимиры дал трещину. Взяв детей, женщина перебралась в Подмосковье, где нашла место фельдшера в психиатрической лечебнице. А вскоре подалась на Украину: там бушевала черная оспа, и медики были нарасхват. Поговаривали, в отсутствие мужа сошлась с коллегой, но следы его затерялись.

Маленьких Толю и Галю приютил завхоз больницы Михаил Рафалович. Навещая детей, Казимир быстро нашел общий язык с его дочерью Софьей. Вскоре стали жить вместе. Но лишь через несколько лет Малевич получил развод с первой женой. Та увезла детей на Украину.

Портрет дочери Уны (1932 г.).
Портрет дочери Уны (1932 г.). 

Любимый Левитан

С Соней Казимир чувствовал себя умиротворенно. Приняло его и семейство Рафаловичей. В нем он оказался не единственным художником: сестра Софьи Наталья вышла замуж за Евгения Кацмана - в будущем он напишет вереницу портретов советских вождей. Кацман считал абстракцию «обезображенным искусством» и родственника недолюбливал. В 1950-х дал интервью, в котором вспоминал разговор с ним. Стоя у колодца, Казимир якобы спросил Евгения, зачем он тащит ведро воды, ведь у него для этого есть жена Наташа. Кацман ответил, что жалеет ее.

- А разве вы не помогаете Соне? - в свою очередь поинтересовался он.

- Нет, я занимаюсь искусством и вам советую так поступать, если хотите быть художником. Вот, я придумал себе болезнь печени, а вы можете выбрать почки, селезенку, и, как только надо воду таскать или что другое тяжелое делать, предлагаю ссылаться на болезнь. Так я живу с Соней уже несколько лет.

Впрочем, здоровяк Малевич вряд ли всерьез мог ляпнуть такую чушь. Евгений еще рассказывал, будто Казимир Северинович шипел на Софью за то, что та кашляет при гостях, и грозился выгнать ее из квартиры. Интересно, что ненависть Кацмана к Малевичу не распространялась на его с Соней дочь Уну. Как-то у девочки спросили, кто ее любимый художник.

- Левитан! - выпалила умная Уна. Дядюшка умилился.

Шапка с волосами

Малевич не знал, в какую беду попали его старшие дети, - бывшая жена ему не писала. В городе, где они остановились, бушевал брюшной тиф. Заразился Толя, потом слегла мать. Опасаясь инфекции, в дом никто не заходил. Мальчик умер, и десятилетняя Галя несколько дней сидела рядом с трупом брата и едва живой матерью в темноте и холоде. Вскоре и сама заболела - выходили чудом.

Повзрослев, Галина наездами бывала в Москве. Как-то явилась к отцу - худая, стриженая, в шапке с пришитыми к ней волосами: незадолго до этого перенесла сыпной тиф. Маленькая Уна долгое время даже не знала, что у нее есть сестра. Сам же художник с энтузиазмом нянчился с дочкой Гали - своей внучкой Нинель. В мастерской, приучая малышку к горшку, выдавал всем присутствующим по конфете в награду за сухие штаны, дескать, бери с них пример. А как-то на вокзале, опаздывая на поезд, велел Нинель разрыдаться, чтобы их пропустили к кассе. Когда заветный билет был получен, девочка простодушно спросила: «Больше не надо плакать?» Народ хохотал.

«Казимир
Казимир Северинович Малевич 

Бездарный пачкун

Малевич утверждал, что в 1905-м сражался с рабочими против царских казаков на Красной Пресне. Зная его любовь к мистификации, поверить трудно. Он и на свои работы в стиле импрессионизма ставил более ранние даты, дабы зрители считали: художник пришел к этому раньше других. Но революцию он принял, ведь и сам был новатором в искусстве. В молодости восхищался классическими Шишкиным и Репиным. Но уловил дух авангардизма, и вскоре Серов для него стал «бездарным пачкуном», а Репин - «брандмейстером тупых пожарных, гасящих огонь всего нового».

В первые годы советской власти Малевич пришелся ко двору. Он был комиссаром по охране памятников старины и членом комиссии по охране художественных ценностей, заседал в коллегии отдела ИЗО Наркомпроса, преподавал, руководил Ленинградским институтом художественной культуры. Отношения с властью разладились в 1927-м, после нескольких поездок за границу, где художника принимали на ура. Из поездки его отозвали до окончания выставки и, говорят, прямо на вокзале забрали на допрос.

Портреты без лиц

Младшая дочь родилась в разгар Гражданской войны - страшные, голодные годы. Но у художника творческий подъем: 14 февраля 1920 года он вместе с единомышленниками создал группу УНОВИС – «Утвердители нового искусства». Имя Уна - производное от громкого названия.

Однако дома не все было гладко. Софья Михайловна заболела. Воспоминания Кацмана как раз об этом: Соню сжигал туберкулез. В мае 1925-го она умерла. О пятилетней Уне заботились бабушка, мать Софьи Михайловны, и ее сестра. У художника же вскоре наклюнулся новый роман - с корректором Натальей Манченко. Многие недоумевали: что женщины в Казимире находят? Лицо рябое... И Наташа эта - девчонка совсем, на 23 года моложе. Но на долю Манченко выпало едва ли не самое трудное.

Два ареста Малевича, которого пытались обвинить в шпионаже против СССР, его тяжелая болезнь, смерть. В 1927-м, после долгого допроса художника отпустили. В 1930-м он провел в заключении три месяца. После этого абстракции в его работах стали сходить на нет. Вернулись человеческие фигуры. Только вместо лиц часто зияли пустые овалы.

Последние два года Малевича мучили боли в мочевом пузыре, из-за воспаления предстательной железы ему делали «выкачивания». Художнику до последнего не говорили, что у него рак.

И никто не узнает

Супрематический гроб с телом Казимира Малевича, скончавшегося 15 мая 1935 года в Ленинграде, везли по Невскому к Московскому вокзалу на машине, расписанной в красный, черный и зеленый цвета. К бамперу прикрепили картину «Черный квадрат». В Москву гроб отправили в товарном вагоне, на котором была нарисована та же геометрическая фигура.

Урну с прахом похоронили близ села Немчиновка в Одинцовском районе. Могила не сохранилась - на ее месте вырос жилой комплекс. Памятный знак установлен в 2 км от него.

Памятный знак на месте захоронения, в котором нет урны с прахом, установлен в 1988-м
Памятный знак на месте захоронения, в котором нет урны с прахом, установлен в 1988-м 

Родная кровь

  • Мать Малевича Людвига ослепла через два года после смерти сына. Во время блокады 84-летняя женщина скончалась от голода и воспаления легких.
  • Первая жена, Казимира Ивановна, жила в Таганроге. Когда началась война, пошла работать в фашистский концлагерь с расчетом: если туда попадет внук Игорь, старший сын Гали, она сумеет ему помочь. Работала в тифозном бараке. Рискуя жизнью, вывозила советских пленных под видом трупов. Заразилась сама и в 1942-м умерла.
  • Третья жена - Наталья передала картины мужа Русскому музею. Ее не стало в 1990-м, она успела увидеть выставку художника в России и его признание.
  • Старшая дочь Галина - детский музыкальный педагог, сочиняла музыку, в том числе для военного духового оркестра. Работала библиотекарем. Скончалась в 1973-м.
  • Младшая дочь Уна окончила горный институт. На фронте служила радисткой. После войны работала в геологоразведочных экспедициях. Дважды была замужем, родила пятерых детей. Ушла из жизни в 1989-м.

Где посмотреть:

  • Русский музей (Санкт-Петербург): самый большой из «Черных квадратов» (106 х 106 см), картины «Скачет красная конница», «Три женские фигуры» и др.
  • Эрмитаж (Санкт-Петербург): «Черный квадрат» (53,5 х 53,5 см), переданный на хранение Владимиром Потаниным, выкупившим картину за $1 млн у Инкомбанка. До 26 марта полотно показывают на выставке «Русский авангард. Искусство для нового мира».
  • Музей театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург): эскизы к оперным декорациям и костюмам.
  • Третьяковская галерея (Москва): два «Черных квадрата» (оба 79,5 х 79,5 см), «Автопортрет», «Женщина с граблями» и др. С 17 мая по 15 октября пройдет выставка «Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова». Покажут эскиз чайного сервиза, сделанный авангардистом.
«Супрематическая композиция»
«Супрематическая композиция»  

ИМЕЙ В ВИДУ

  • Особенность техники мастера - наложение красок одна на другую для получения цветовых пятен. Так, для красного пятна использовался нижний черный и верхний красный. Световой луч, проходящий через слои, воспринимается как красный с оттенком темноты. По этим признакам эксперты выявляют подделки, на которых слои отсутствуют.
  • $85,8 млн уплачено за «Супрематическую композицию» 1916 года на торгах Christie’s в мае 2018-го.