Богатырский размах: иностранцы считали самолеты русского инженера мистификацией

Богатырский размах: иностранцы считали самолеты русского инженера мистификацией
Игорь Иванович Сикорский на передней площадке первого экземпляра «Ильи Муромца»
90 лет назад, 26 мая 1913 года, на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге было не протолкнуться. Народ пришел поглазеть на первый полет четырехмоторного биплана «Русский витязь» весом более 4 тонн. Гигант сделал несколько кругов над аэродромом и совершил мягкую посадку. Он стал прародителем современных тяжелых бомбардировщиков, транспортников и пассажирских авиалайнеров.

«Русский витязь» был в четыре раза тяжелее самого большого самолета, известного на тот момент в мире. За рубежом новость о полете восприняли с недоверием. А на родине - с гордостью: чудо техники разработал наш соотечественник, главный инженер Русско-балтийского вагонного завода 24-летний Игорь Сикорский. Оснастить машину несколькими моторами конструктор решил после инцидента в воздухе, когда в карбюратор попало насекомое, и самолет чуть не рухнул. Два дополнительных мотора установили в ряд на передней части крыльев.

Махина с 27-метровым размахом крыльев поднималась на высоту 600 м, разгонялась до 90 км/ч и могла преодолеть 170 км. На борту находились четыре пассажира и 737 кг груза. Шасси крепились на внешней раме и не убирались во время полета. Три члена экипажа управляли машиной в застекленной кабине и могли выйти на открытый балкон для ремонта мотора прямо в воздухе.

Авиаторы Сикорский, Геннер и Каульбарс на борту самолёта «Русский витязь», конкурс военных аэропланов на Корпусном аэродроме
Авиаторы Сикорский, Геннер и Каульбарс на борту самолёта «Русский витязь»

«Русский витязь» поставил мировой рекорд по продолжительности полета - 1 ч 54 мин. Но 11 сентября 1913 года на стоящий на земле биплан упал двигатель, сорвавшийся с пролетавшего над ним самолета. Поврежденную машину решили не восстанавливать.

«Илья Муромец»: атака с неба

Взяв за основу чертежи «Русского витязя», Сикорский разработал новый самолет - «Илья Муромец». Он поднимался на 3 тыс. м и находился в воздухе 6 ч. Салон отапливался и освещался, имелись спальни и туалет. Во время полета 16 пассажиров могли выйти подышать на крыло. В Первую мировую «Илья Муромец» стал первым русским тяжелым бомбардировщиком. В боях участвовали около 60 воздушных машин. После войны самолет применялся до 1923-го в почтово-пассажирской авиации.

Полноразмерный макет самолета «Илья Муромец», созданный для фильма «Поэма о крыльях» (фото 1985 г.)
Полноразмерный макет самолета «Илья Муромец», созданный для фильма «Поэма о крыльях» (фото 1985 г.) 

КГБ подрезал крылья

В 1977-м для съемок фильма «Поэма о крыльях», посвященного авиаконструкторам Сикорскому и Туполеву (их сыграли Юрий Яковлев и Владислав Стржельчик), режиссер Даниил Храбровицкий решил воссоздать копию самолета «Илья Муромец». За дело взялось студенческое бюро Рижского института инженеров гражданской авиации. Деревянный полноразмерный макет должен был проехать по полю и чуть оторвать от земли хвост, имитируя взлет. Подниматься в воздух не требовалось - наоборот, в КГБ опасались, что диссиденты сбегут на «Муромце» за кордон. Правда, взлететь было и нереально: бревна, из которых собрали машину, оказались тяжелее оригинальных, и скрепляющие их веревки то и дело лопались. Храбровицкого заминки злили. Вдобавок хвост от земли никак не отрывался. Конструкторы поспорили, что нужный кадр режиссер получит. И предложили поставить на кон его «Волгу». Задачу они выполнили: лежа на полу фанерной кабины, что есть мочи тянули веревку, привязанную к баранке от грузовика. При этом самолет несся со скоростью 90 км/ч без тормозов и мог перевернуться.

Храбровицкий все снял, но тут же вскочил в «Волгу» - и был таков. Потом приезжал на аэродром только на служебном авто.

На «Мосфильме» рижан встретили с почетом. А они испытали шок - в буфете.

- На полках стояли виски «Паспорт», «Мартини» и чешское пиво. И по ценам - как на водку и «Жигулевское». Мы взяли по ящику пива каждый. Ощущение было, что жизнь удалась, - вспоминал руководитель проекта Юрий Прибыльский.

«Игорь
Игорь Иванович Сикорский 

И тут вдруг выяснилось, что винты на макете умельцы установили не в ту сторону. Исправлять было поздно. Опечаленная компания двинулась в буфет.

- Перед нами стоят Валерия Заклунная, Евгений Дога, позади - Фрунзик Мкртчян и Сергей Филиппов. Прибыльский заказывает: «Бутылку коньяка и лимон». Остальные следуют его примеру. Когда заказ повторился в четвертый и пятый раз, буфетчица сообразила, что стряслось что-то непотребное, - рассказывал конструктор Сергей Щукин.

В итоге «неправильные» винты в кадре никто не заметил. После съемок машину разобрали и отправили на Кубу - для фильма о жизни Сикорского в США. Потом макет экспонировался на ВДНХ. Сейчас он в Монине в Музее военно-воздушных сил.