Выбитые стекла и Ленин в кустах. Как сейчас выглядит лагерь из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
Этот лагерь лично для меня привет из детства: школьницей в 1985-м я отдыхала в соседнем «Полете» и помню солидные ворота напротив - с оленеводом, красивым названием и надписью сверху: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».
Когда Элем Климов снимал фильм, «Заполярью» было всего четыре года - он открылся в 1959-м. До этого территорию занимала воинская часть. Правда, в 1970-х лагерь полностью реконструировали, и, говорят, от той картинки, что мы видим в кино, почти ничего не осталось. Снесли бараки из дранки вдоль центральной аллеи, перестроили столовую. Переместили на плац линейку. Фигуры горнистов и лучников, изготовленные из папье-маше на «Мосфильме», после съемок увезли. Вскоре на территории появились трехэтажные кирпичные корпуса.
Неудивительно, что в 2008-м приехавший на 45-летие фильма Виктор Косых лагерь не узнал. Из раритетов повзрослевшему Косте Иночкину предъявили лишь гипсовое трио «Дружба народов» у столовки. Правда, его побелили, и африканец стал светлым.
В то время в лагере еще кипела жизнь. Однако дальше в тульской прессе стали все чаще писать о нарушениях в организации детского отдыха, да и отзывы побывавших в «Заполярье» из серии «в корпусах разруха и антисанитария» не внушали оптимизма.
В итоге несколько лет назад лагерь закрыли. Правда, об этом я узнала только что - добравшись до Алексин-бора. И сходу проскочила знакомое место: ни вывески на въезде, ни ворот с оленеводом. Проход закрыт, сторожа непреклонны. Но мир не без добрых людей: местный житель Игорь, на удачу, оказался поклонником фильма, и через известный ему лаз в заборе мы проникли на территорию.
Кормили на убой
Увы, сейчас это абсолютно безжизненное место.
- Когда-то это был замечательный лагерь, - вспоминает мой новый знакомый. - А какая кормежка! Ребят же с Севера привозили - они выходили из автобусов и буквально набрасывались на свежую траву. Из совхозов им доставляли клубнику, смородину, молоко. Кормили на убой. Помнишь, как в фильме: «Что ни день - сто грамм... А то и сто пятьдесят. Этак они к концу смены за тонну перевалят!»?
Здесь было санаторное лечение, на базе учебно-тренировочного центра проводили сборы молодежные сборные по волейболу и баскетболу. Соревнования проходили. Работали три столовые, были своя котельная, очистные.
Еще шесть лет назад функционировал бассейн - все желающие могли поплавать недорого. Но собственники лагеря то и дело менялись, не вкладывая деньги в его развитие. Покупали с целью перепродажи. О детях никто не думал. И лагерь умер.
Пошел по рукам
- Пишут, что, когда Виктор Косых сюда приезжал, сказал, что только пляж из фильма почти не изменился, - сообщаю я.
По лесной дороге со следами отмостки (киношники тоже по ней шли - других тут нет, уточняет алексинец) спустились к Оке. Она обмелела, хотя рядом еще виден причал для пассажирских катеров, которые сама помню в прошлом. И вот нате вам: пляж из «Добро пожаловать…» - слегка заросший, но тот самый! Но острова, куда Иночкин с деревенскими переплывал, нет. И косогор, с которого на ребят, бултыхающихся в воде, взирал Дынин, скрылся в зарослях.
Купаемся.
- У нас фильм снимали до конца лета, а потом киношники улетели в Туапсе, где у «Воркутауголь» был второй лагерь, - просвещает мой провожатый.
Ползем назад, и я пытаюсь найти-таки рядом лагерь «Полет» - поностальгировать. Но мне объясняют: теперь это частная собственность местного депутата, который пытался и «Заполярье» прибрать к рукам. Правда, за шесть лет, пока числился владельцем, даже траву на территории не скосил ни разу.
И еще узнаю новость. Появилась надежда, что для «Заполярья» кино-то еще не кончилось. Говорят, его выкупает ОАО «Щекиназот». Предприятие якобы намерено не только провести масштабную реконструкцию, но и вернуть «Заполярью» атмосферу прославленного пионерского лагеря и восстановить ворота с названием. Мы позвонили на предприятие, чтобы узнать детали, но там попросили официальный запрос. Отправили, ждем вот. Получим ответ - обязательно, дорогие читатели, все расскажем.
«А чой-то вы тут делаете, а?»
Мальчик с профилем Гоголя заедал запах табака зубной пастой
Самый колоритный актер фильма - Вячеслав Царев - нам особенно дорог: в 1999-м мы разыскали его после того, как он надолго исчез с радаров. В то время Вячеслав Валентинович трудился на комбинате общественного питания «Москворецкие зори» на Малой Ордынке. «Вы точно тот самый?» - спросила я дядю в телогрейке, заметив знакомое лицо. «Он самый!» - одарил тот фирменной улыбкой. Усевшись в обеденный перерыв в подсобке, слушала рассказ Царева о его короткой кинокарьере и долгой маятной жизни после.
С Элемом Климовым, рассказал Вячеслав Валентинович, он нос к носу столкнулся в троллейбусе, в котором ехал от «Университета» к себе, в деревню Троице-Голенищево. Когда строгий дядька его окликнул, перепугался: контролер, думал. А он, как обычно, зайцем. Но «контролер» сказал про кино, оставил адрес и велел с родителями посоветоваться.
- Мама, как узнала, обрадовалась: «Иди, может, получится из тебя толк, чем по дворам-то шастать», - вспоминал Царев. - Она всю жизнь проработала вахтером, а отец - грузчиком, и все, что потом зарабатывал, Слава отдавал им.
Сначала в сценарии для Царева не было роли. Но персонажа с лицом, которое у всех вызывает улыбку, режиссер не мог упустить.
- Вот и возник сквозной герой, постоянно ко всем пристающий: «А чой-то вы тут делаете?» В сценарии мы его назвали «Мальчик с профилем Гоголя», - вспоминал Климов.
На съемках Слава тайком покуривал. Витя Косых доложил об этом режиссеру. Тот скомандовал: «Давай его сюда!»
- Приходит Гоголь. Перепуганный. С еще более вытянутым лицом. С плотно сжатыми губами, - описывал сцену Климов. - «Ну что, Слава, курил?» Мычит. «Как же ты можешь, Слава…» В этот момент Гоголь начинает оправдываться, и комнату заполняют мыльные пузыри. Он со страху продолжает что-то говорить, а комната покрывается белыми пузырями. Оказывается, он, чтобы запах отбить, наелся зубной пасты, - хохотал Элем Германович.
После фильма Андрей Тарковский утвердил Славу на роль Андрейки в «Андрее Рублеве». Потом были фильмы «Ташкент - город хлебный» и «В тринадцатом часу ночи», несколько выпусков «Ералаша» с его участием.
Царев отслужил во флоте, женился. Супруга, метрдотель в «Интуристе», с презрением относилась к Вячеславу - тот смог устроиться только грузчиком в винный магазин. Запретила общаться с сыном. И Слава стал выпивать. Развелся. Но вскоре женился снова - с Любой прожил 30 лет. Занимался чем придется - был дворником, сторожем, продавцом мороженого, даже уборщиком в психбольнице.
Когда мы с Вячеславом разговаривали, его товарищи по работе только узнали, что он звезда. И еще больше зауважали. А через несколько недель позвонили в редакцию: плохи дела - руководство осерчало, что Царев рассказал, как они, бывает, подтухших кур себе забирают, и его выгнали.
До сих пор неловко от той истории. Чтобы сгладить конфуз, съездила тогда к нему в однушку в Бутово, уломала вести в «ЭГ» рубрику анекдотов «Без царя в голове». Но сотрудничество постепенно сошло на нет. А позже мы узнали: в 2006-м, похоронив жену, 55-летний Вячеслав Валентинович не перенес второго инсульта. На памятник ему на Перепечинском кладбище скидывались всем миром. Фото на плите - из фильма. И надпись: «А чой-то вы тут делаете, а?»
«Вы говорили - талантов нету! Артисты! Художественный театр!..»
Большинство юных актеров до «Добро пожаловать…» ни разу не снимались в кино. Но сыграли не хуже профессионалов.
Веня (Юра Бондаренко)
- Роль: барабанщик.
Появился еще в двух картинах - «Остров колдун» и «Иностранка». Окончил Московский художественный институт имени Сурикова, преподавал. С 1982-го - член Союза художников. Его работы находятся в собраниях России, Англии, других стран.
Лера (Лида Волкова)
- Роль: девочка с косичками.
Сыграла еще в трех картинах - «Мимо окон идут поезда», «Они не пройдут», «Вступление». Больше не снималась.
Дима (Боря Демб)
- Роль: гипнотизер.
Единственное появление в кино. Окончил инженерно-экономический факультет РЭУ им. Плеханова, после армии работал начальником отдела в НИИ текстильного и легкого машиностроения. Уехал с семьей в Израиль.
Шарафутдинов (Сережа Кокорев)
- Роль: мальчик в панамке.
До съемок у Климова засветился в двух короткометражках - «Собирающий облака» и «Смотрите, небо». А на «Добро пожаловать…» получил от Климова шоколадную медаль - за терпение, которое проявил, когда во время «эпидемии» несколько дублей подряд ему в голову влетал огурец.
Марат (Игорь Крюков)
- Роль: первый прыгун в крапиву.
Сыграл еще в фильмах «Время, вперед!», «Иностранка» и в киноальманахе «Пробуждение». После окончания Бауманки работал в закрытом НИИ. Женился, родилась дочка. В 1996-м в 44 года умер.
Алик (Саша Машовец)
- Роль: читал в лазарете «Скажи-ка, няня…» и изображал бабушку Кости: «Где мой внучек, да как он поправляется?»
В детстве занимался в ансамбле песни и пляски имени Локтева. Снимался в фильмах «Большие и маленькие», «Яблоко раздора», «Как я был самостоятельным» и «10 000 мальчиков». Окончил МАИ, работал в НИИ, в коммерческой фирме. Умер в 2009-м, в 57 лет.
Митрофанова (Таня Прохорова)
- Роль: такого дяди племянница.
Дебютировала в короткометражке Тарковского «Каток и скрипка». После съемок в «Добро пожаловать…» учебу забросила, но в кино не приглашали. Неудачно вышла замуж, стала прикладываться к бутылке. Даже вроде была судима. Умерла в 41 год после инсульта.
Неля (Люда Смеян)
- Роль: девочка с обручем.
Через три года после съемок пробовалась на роль Суок в «Трех толстяках», но роль отдали Лине Бракните. После пединститута работала дефектологом. Ныне на пенсии, есть внуки.
Мальчик со скрипкой (Сережа Шаппу)
- Роль: музыкант-очкарик.
В кино больше не снимался. Занимался ресторанным бизнесом. Скончался в 2021-м от остановки сердца. Ему было 67 лет.
Только факт
- «А мы в картишки дуемся...» - сообщают Дынину застуканные врасплох дети. Так вот, Евстигнеев и научил ребят играть в карты - для убедительности.
Москва - Алексин - Москва