Вдова Георгия Тараторкина: «Его смерть - на совести начальства»
О пути к писательству
- Родилась я в Иркутске (в 1946-м, в семье известных советских писателей Георгия Маркова («Строговы», «Соль земли», «Сибирь») и Агнии Кузнецовой («Земной поклон», «Моя мадонна»).), а в 1954-м мы в Москву переехали.
С детства я говорила, что буду актрисой или балериной, а вот что и сама стану писательницей, совсем не думала. Даже наоборот, вращаясь благодаря родителям в их среде и наблюдая за Пастернаком, Беллой Ахмадулиной, Корнеем Чуковским, Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко, в моем юном мозгу сформировался протест: ни за что литератором не буду!
После школы сразу поступила в Щукинское училище, которое в 1969 году окончила. Затем три года отработала в ТЮЗе и 20 лет в театре «Современник». Откуда ушла, поняв, что хочу писать и столько времени на актерскую профессию отдавать не намерена. Худрук Галина Волчек на меня обиделась и перестала разговаривать. Тогда вышли «Три сестры», и мою Наташу хвалили, называя лучшей ролью в театре.
А с писательством все произошло случайно. На улице встретила свою одноклассницу, которая и рассказала сюжет моей первой повести «Чужой звонок». Эта история о школьной любви так запала в душу, что поняла: хочу на бумагу ее перенести. Следом отнесла в журнал «Юность». Была уверена, что откажут, но раз есть шанс, решила попробовать и забыть. И каково же было мое удивление, когда вскоре мне позвонила редактор со словами, что она под очень большим впечатлением и журнал сразу ее напечатает. При этом другие авторы могли годами ждать. Конечно, редактор знала меня как писательскую дочку и поначалу была уверена, что это блажь, но резко поменяла мнение.
Спустя несколько лет вышел фильм «Чужой звонок» по моему сценарию, за который я получила Гран-при фестиваля в Праге. В главных ролях снялись Таня Назарова, дочка актера Юрия Назарова, и Данила Перов, сын актрисы Раисы Рязановой. Мы очень хотели, чтобы Женя Добровольская вместо Тани сыграла, но ее не отпустили с учебы. Дело в том, что у нее и Лены Сафоновой, а она героиню в более зрелом возрасте сыграла, много общего, одна эмоциональная природа. А с Таней получилось не очень. Более слабая она актриса, а вот юный Даня просто блестяще справился. Жаль, что его карьера не пошла в гору, и он рано (в 51 год, в 2020-м.) ушел из жизни.
О Пастернаке
- Я с детства была «избалована» классиками отечественной литературы. Наша дача находилась по пути в писательский поселок Переделкино. Рядом - огромный пруд с пляжем, а дача Пастернака - через улицу. Играя с подругой Катей в классики, мы постоянно наблюдали, как Борис Леонидович переступает через наши рисунки на асфальте и куда-то спешит. Помню его летние сандалии с дырочками, на толстой подошве и с пряжками. Они все время ударялись об асфальт и звенели. Я издалека слышала этот звон и думала: «Ага, Пастернак собрался купаться». Он приветствовал нас и шагал дальше своей размашистой походкой. В майке и с полотенцем через плечо. И почему-то долго не возвращался, рождая у меня мысли: «Не утонул ли?» Только потом я поняла, что он совсем не на пруд ходил, а к своей любовнице Ольге.
Любимая моя книга гениального Бориса Леонидовича - «Доктор Живаго». Собираю разные издания этого романа, две полки уже. Заканчиваю читать и сразу начинаю сначала. Иногда задумываюсь: я тоже пишу, но никогда так не смогу! У гения все не расхожее и нет стереотипов. А еще, как правило, непростой характер. Давит подсознание, и такие люди не понимают, в чем именно природа просит выплеснуть себя. В быту с такими не просто.
Об актерстве и Яне Арлазорове
- Наш выпуск 1969 года в Щукинском училище получился просто блестящий. Со мной учились Борис Галкин, Леонид Филатов, Александр Кайдановский, Нина Русланова, Иван Дыховичный, Ян Арлазоров и его первая жена Ёла Санько.
На моих глазах развивался роман Яна и Ёлы. С первого курса он был в нее безумно влюблен и все четыре года преследовал. Потом они поженились, дочка родилась. Я рада, что у Яна получилась неплохая карьера на эстраде, ведь в Театре Моссовета, где он работал вместе с моим мужем Георгием Тараторкиным, ролей сыграл не много. Встречая бывшего однокурсника за кулисами, я понимала, что он совсем не коллективный актер, ему нужно работать индивидуально, что он и делал.
А в институте Арлазоров предложил мне на двоих поставить пьесу, которую нашел. Я играла девочку, а он - всех остальных персонажей, включая женские. Уже тогда Ян выражался более эстрадным языком. Но педагоги нас не поняли и устроили разнос. А ректор Борис Захава уже через 15 минут закричал: «Занавес! Безобразие какое-то смотрим». Может, если бы преподаватели весь наш спектакль увидели, поменяли бы мнение. Я рыдала за кулисами, а Арлазоров меня успокаивал.
Жаль, что он быстро сгорел от рака в 61 год. Был очень закрытым, помощи ни от кого не ждал. Я слышала о его проблемах с последней женой, но на эту тему он не хотел говорить, хотя и очень переживал. Уверена, что более сильных чувств, чем к Ёле, у него в жизни не было.
О муже
- Я один раз вышла замуж и до самой смерти со своим Юрой, это домашнее имя Георгия, почти 50 лет, была с ним вместе. С Юрой меня познакомила в 1968-м моя подруга Ира Короткова. После занятий в вузе мы собрались поехать к общим знакомым, и Тараторкин, который с Ирой в одном фильме тогда снимался, за нами заехал на такси. Мне он сначала совсем не понравился. Да и вел себя просто неприлично! Дико ко мне приставал, хватал за руки и плечи, пальцы в мои волосы запускал. Меня это очень напрягло. Но он высокий, красивый, умный, харизматичный, и я ему дала шанс.
Юра сразу в меня влюбился. Понял: вот та самая женщина, его судьба. И испугался, что не буду с ним рядом. Я не была влюблена без памяти, все это постепенно пришло. Сходила к нему в Ленинграде, где он тогда жил и играл лейтенанта Шмидта, на спектакль и после просмотра почувствовала: мой человек.
В 1974-м, когда у нас родился первенец Филипп, Юра переехал в Москву и устроился в Театр Моссовета. У нас получился хороший брак. У каждого своя творческая жизнь, и это очень помогало каждому оставаться самодостаточным. Кроме картины «Дела сердечные», больше вместе не работали. Правда, были попытки одного режиссера сделать на нас спектакль. Но ничего не вышло. Внутри обоих рождалось сопротивление и осознание, что не стоит объединяться в творчестве.
Последнюю премьеру - «Римскую комедию» - Юра в родном театре играл, когда уже очень болел. До этого 15 лет не давали новых ролей. Он очень переживал, приходил к руководству с идеями и пьесами, но ничего не происходило. Триумвират режиссеров Хомский, Еремин и Кончаловский не видел его в своих спектаклях. Именно то, что Юра не получал ролей, уверена, и спровоцировало у него онкологию. Вся его жизнь - работа, миссия, он рожден быть актером. И это остается на совести театра.
У мужа был замечательный врач. Именной с его поддержкой Юра выпустил премьеру и смог ее играть. Три года жизни ему доктор подарил своим методом. Когда почечный недуг обнаружили - весь скелет и костная система у мужа были в метастазах. Последние месяцы он практически все время находился в больнице и угасал. А когда его не стало, врач написал мне потрясающее письмо о том, что за всю его огромную практику он никогда не встречал такого мужества и присутствия духа.
О детях и внуках
- Филиппу 49 лет. Он родился недоношенным и до трех лет сильно болел, в том числе желтухой. Врачи какое-то время боялись, что не выживет. А дальше, в семь лет, он уже наизусть знал книгу «Три века русской поэзии». В 14 сын сам пошел в церковь и крестился. И только потом нам с отцом рассказал.
Сейчас Филипп - декан Историко-архивного института, который и сам окончил. В разводе. У него два сына - 22-летний биолог Федор, который занимается на последнем курсе Медицинской академии имени Сеченова, и 20-летний Михаил, студент питерской театральной академии. Миша учится на актера у своего любимого режиссера Льва Додина, который когда-то у нас с Юрой на свадьбе был свидетелем.
Мишу к поступлению готовила наша с Тараторкиным дочка Аня. Она - долгожданный ребенок. Еще работая в «Современнике», я взяла шефство над детским домом. Там росли неблагополучные дети, отстающие в развитии. И вот однажды увидела здорового мальчика, умненького, у которого, казалось, все в порядке. И сразу решила, что мы с мужем его усыновим.
Когда стала оформлять документы, мне сказали, что ребенок должен пройти медобследование. В результате оказалось, что он страдает так называемой судорожной готовностью. Это такое состояние мозга, когда любое эмоциональное потрясение, любое выключение из привычной сферы жизни оборачивается тяжелейшими последствиями. Врачи предупредили: его нельзя ругать и переселять в домашние условия. Иначе судорожная готовность приведет к эпилепсии. Для меня это стало катастрофой: я уже была на детях завязана. Но Бог нам с Юрой послал Аню.
Дочке 8 октября исполнилось 41. Накануне у нее родился второй сын. А ее старшему, Никите, от брака с актером Сашей Ратниковым, 13 лет. Сейчас у дочки второй муж - продюсер Алексей Кундрат. Они на съемках сериала «Частный детектив Татьяна Иванова» познакомились. Нынешний бизнес Алексея связан с киношной техникой.
Аня со школы в театральной студии занималась. А потом - раз! - и в Щепкинское поступила, втихаря от меня. В Щукинское ее тоже брали, но не захотела. Мол, там много моих знакомых и они станут думать, что ее по блату приняли. Я-то рассчитывала, что дочка в институт иностранных языков пойдет - в гимназии прекрасно освоила английский и французский.
Аня почти 20 лет в РАМТе работает, много снимается. С папой у нее была интересная работа в антрепризе «Американские горки». Эту же пьесу Ален Делон с дочкой играл в одном из театров Парижа. Юре непросто тогда пришлось: у Ани нелегкий характер. Он и за себя, и за нее переживал.