«Бабушка Кости Иночкина» была подпольной миллионершей

С Витей Косых в комедии «Добро пожаловать…»
С Витей Косых в комедии «Добро пожаловать…»
18 ноября исполняется 123 года со дня рождения артистки Екатерины Мазуровой. В советском кино она переиграла всех старушек. В том числе бабушку Иночкина в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» с ее фирменным «Костя, ты меня в гроб загонишь». Живущая очень скромно, королева эпизода на самом деле была необычайно богата.

В этой бабуле в платочке сроду не заподозришь подпольную миллионершу. Но когда вдруг всплыла ее частная коллекция, у специалистов отпали челюсти. Выяснилось, что божий одуванчик, питающийся всю жизнь кашками на воде, был крупнейшим в СССР арт-дилером и знатоком искусства. И что насобирала баба Катя Мазурова богатств на несколько миллионов советских рублей!

Заяц на день рождения

Мазурова стала играть всевозможных кинобабок и старух, еще будучи молодой: слегка за пятьдесят, возраст Леры Кудрявцевой, если что.

Никаких вставных челюстей, подтяжки лица и силиконовых сисек. Ссутулилась, надела платочек и прожила вторые 50 без малого лет в таком образе, нисколько не меняясь: обычная пожилая женщина, много рожавшая, много повидавшая, волосы седые, зубы крупные, с расщелинами, но еще крепкая, как картофелина.

Никаких странностей за Екатериной Яковлевной не замечали. Скромно жила на одну-две эпизодические роли в год. Отлично стряпала и угощала коллег-артистов. Из расточительного разве что готовила зайца на день рождения и возила с собой красивую кружку тончайшего фарфора, из которой пила на съемках. Хорошая, родная, без звездной болезни и зазнайства. Хотя было от чего поймать звезду.

Режиссеры-то за ней в очередь вставали, и это притом что у Мазуровой не было не то что специального киношного или театрального, но и вообще хоть какого-нибудь образования.

«Та
Та самая любимая чашка актрисы 

Головокружительная карьера

Родилась баба Катя аж в 1900 году в Иваново-Вознесенске в старообрядческой семье. Нищие родители плюс революционные дрязги не позволили ей толком нигде учиться. Устроилась прядильщицей на фабрику в Шуе. (Это предприятие существует до сих пор и до ухода из России «ИКЕИ» именно там делали простыни на резинке, наволочки, пледы и пододеяльники.)

Пряла будущая артистка недолго: поскольку Катя была грамотной, то довольно скоро ее перевели в библиотеку, сразу на должность начальницы. Быстренько окаталожив книги, Мазурова устроила при учреждении драмкружок, который сама и возглавила. Так что спустя короткое время ее пригласили в Шуйский драмтеатр.

Все, кто знал Мазурову, говорили о ней как о женщине, брызжущей энергией, будто котлета на сковороде. Из Шуи (с остановками в Кинешме и Ярославле) ей удалось пробиться в Московский областной ТЮЗ, а потом стать звездой советского экрана. Во второй половине жизни на бабу Катю навалились болячки. То инфаркт, то еще что-нибудь. Работать с прежней силой на сцене она не могла.

- А ты пойди в кино, там полегче, - посоветовал муж.

«Барыней
Барыней актрису изображал ее любимый художник Евгений Спасский 

Работала за двоих

Отношения у Мазуровой с супругом были по типу Пахмутовой и Добронравова. Величали друг друга Катенькой и Колечкой, любили самозабвенно. А познакомились еще в Шуйском театре и потом колесили по стране.

Мазурова считала своим главным достижением то, что ей удалось выходить раненого Коленьку Морозова. Во время войны она получила известие о ранении мужа. Бросив работу на московской сцене, отправилась к нему за сотни километров - в Гомель. Не чаяла застать живым, но успела. И, уткнувшись в пропахшее лекарствами и болезнью одеяло, целовала почерневшие от гангрены ноги: «Коленька, родной мой, живой. Я теперь с тобой всегда буду. А ноги - это ничего, ноги мы вылечим».

Екатерина быстро построила врачей, настаивавших на скорейшей ампутации. Сказала как отрезала: «Никакой операции. Выхожу сама». И действительно выходила. Из госпиталя Николай вышел пусть и на костылях, но на своих ногах. Из-за адских болей он остался инвалидом и долго не мог работать. Но Мазурова, ни словом не попрекнув, стала трудиться за двоих.

Детей у них не было: в свое время Николай переболел краснухой и остался бесплодным. Так что он был ей и за мужа, и за сына…. Но с таким трудом отобранное у судьбы пришлось отдавать обратно.

«Статуэтки
Статуэтки из коллекции Мазуровой 

Последняя любовь

Морозов умер в 1963-м, в разгар работы жены над фильмом «Добро пожаловать…». Тогда бабе Кате в кадре пришлось шутить про то, что внучок вгонит ее в гроб, а внутри все разрывалось от горя. После съемок она так и не посмотрела культовую комедию.

Мазурова думала, что умрет вслед за мужем. Вскоре после ухода Николая стала чаще наведываться в Шую и поспешила передать свою коллекцию антиквариата недавно открывшемуся там краеведческому музею.

Однако сил хватило еще на целую жизнь, которую Мазурова посвятила местам, где выросла: могла запросто написать или позвонить великим с просьбой подкинуть экспонат-другой. Отказать аксакальше советского кино никто не смел.

Помимо этого, баба Катя увлекалась приготовлением солений. У себя в маленькой квартирке с соседями на первом этаже возле Курского вокзала в Москве вырыла большое помещение прямо под балконом. Хранила там собственноручно заготовленные в промышленных масштабах банки с квашеной капустой, мочеными яблоками и маринованными грибами. Она не оставалась одна: у нее были родственники, внучатые племянники. На склоне лет появился и мужчина - художник Евгений Спасский, который ее любил и писал портреты в образе барыни.

«Статуэтки
Статуэтки из коллекции Мазуровой 

Помогло несчастье

После того как стало известно о коллекции Мазуровой, на всех углах стали шипеть, будто она мошенница или наследница богатых иностранных родственников. А как иначе объяснить, что у скромной старушки оказалось навалом шедевров? В их числе - подлинники Левитана и Маковского, работы Шильдера и Галкина. Без счета антикварной мебели, фарфора и редких книг.

Впрочем, что там на самом деле - до сих пор не сильно понятно. Даже в музее Шуи, где сегодня выставлены сокровища актрисы, говорят по этому поводу очень расплывчато. Вроде бы часть раритетов перешла к ней от отца. Предки бабы Кати были состоятельными основателями Иваново-Вознесенской мануфактуры. Семье повезло, что предприятие сгорело до прихода большевиков. Так родичи лишились не только денег, но и репутации местных богатеев, а потому их даже не заподозрили в хранении несметных богатств.

Вкус и насмотренность

В сознательном возрасте Мазурова продолжила дело отца. Будучи библиотекарем, знала всех обитателей старинного города и принимала не только книги, но и ценные вещи. У нее были вкус и насмотренность. Без специальных знаний Екатерина Яковлевна могла отличить подделку от оригинала, да еще понимала, какая вещь, с виду пустяковая, приобретет в цене.

- Когда она стала артисткой, то тратила все гонорары на покупку антиквариата, - скупо рассказывают в музее. - Кроме того, Мазурова получила возможность выезжать за рубеж и что-то покупать там...

Имели представление об интересном хобби Мазуровой ее коллеги и зрители. Ей несли редкие вещи, у нее можно было что-то обменять или приобрести.

Баба Катя умерла в 1995-м. До последнего она оставалась в здравом уме и трезвой памяти.


Кстати

  • Екатерина Мазурова только посмертно стала почетным гражданином Шуи. А в 2006 году Крымская астрофизическая обсерватория в международном каталоге планет зарегистрировала малую планету 10671, открытую в 1977 году, под именем Мазурова.