Об этом знают только современники Гайдая: почему режиссер разделил фильм «Бриллиантовая рука» на две части

"Бриллиантовая рука"
"Бриллиантовая рука"
Особенности советского кинопроката вводят в ступор современных зрителей. А ведь именно из-за него пришлось делить фильм на несколько серий.

Наверняка каждый, кто хотя бы раз видел фильм Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», обращал внимание на то, что лента разделена на две части. Любопытно то, что первая из них идет около полутора, а вторая – всего пять минут. Но зачем же был сделан такой ход? Оказывается, задумка режиссера была понятна только его современникам, а в теперь в кинематографе подобный подход практически не встречается.

Необычному для современного человека решению Гайдая есть вполне логичное и простое объяснение. Во времена Советского Союза действовало во многом негласное правило о необходимости делить большие картины на несколько частей. Считалось, что таким образом зрители гораздо лучше уловят суть фильма и задумку режиссера.

Кроме того, в своей биографии режиссер Георгий Данелия написал о том, что подобный подход был связан и с техническими особенностями советского кинопроизводства. Тогда фильмы с большим хронометражем, разделенные на две и более и серии, оформлялись в производстве как сразу несколько картин – за такую работу режиссер и актеры, как правило, получали двойную ставку. Таким образом решался вопрос о переработках.

Юрий Никулин в фильме «Бриллиантовая рука»
Юрий Никулин в фильме «Бриллиантовая рука» 

Что же касается «Бриллиантовой руки», то ее съемки начались 25 апреля 1968 года в одном из павильонов «Мосфильма». Уже в мае съемочная группа отправилась в Сочи и Адлер, где Гайдай смог реализовать задуманный им образ южного портового города – именно там, согласно сюжету, происходит основное действие и живут герои комедии.

Но почему же Гайдай решил разделить «Бриллиантовую руку» на части так своеобразно? Подход режиссера всегда был новаторским и сильно опережал время. Разделив легендарную картину на полтора часа и пять минут, Гайдай высмеял прокатную систему, а заодно в разы усилил комический эффект от самого фильма. Более того, в самом начале второй части режиссер умудрился поместить краткое содержание первой части. Здесь любопытно и то, что название первой серии «Бриллиант почти не виден» делает отсылку к повести Василия Ардаматского «Сатурн почти не виден».