В жизни Игоря Кваши было дело, ради которого он готов был отдать все — и это вовсе не кино

Игорь Кваша с детства знал, что его жизнь окажется напрямую связана с творчеством. Будучи ребенком, ранние годы которого пришлись на тяжелый военный и послевоенный период, Кваша находил в искусстве утешение и возможность хотя бы на мгновение отвлечься от ужаса и хаоса, творящихся на улицах в то время.
Свою первую роль артист получил ещё в детском саду. Талантливый и харизматичный мальчик участвовал в постановке по сказке «Морозко». Это было в Сибири, куда семья Кваши отправилась в эвакуацию. Спектакль показывали раненым бойцам. Когда война кончилась, будущий мэтр советского кинематографа вместе с матерью вернулся в Москву. Тогдашний Арбат был мало похож на современный и спокойный район. Его кривые улочки превратились в рассадник преступности, поэтому мама водила Игоря Владимировича на спектакли, чтобы отвлечь от беспорядка, который еще не один год царил в столице.

Когда встал вопрос о том, куда поступать после школы, Кваша практически не раздумывал. В 1950-м он был зачислен в Школу-студию МХАТ (мастерская А. М. Карева). В среднем учёба длилась 12 часов в день. При этом артист умудрялся заниматься верховой ездой и оттачивать навыки сидения в седле, что очень помогло ему в карьере — практически все трюки в фильмах Кваша исполнял без помощи каскадеров. В 1955-м артист стал частью легендарного МХАТа, а спустя всего год вместе с Олегом Ефремовым, Галиной Волчек и другими товарищами по институту основал собственный театр «Современник».
«У нас была веселая компания, мы фонтанировали розыгрышами, шутками. Например, могли в троллейбусе прокатиться в одних трусах, элегантно перекинув отутюженные брюки через плечо. Но мы учились по 10-12 часов в день, и любая свободная минута использовалась на 300 процентов. Мы вырывались и куролесили, выделывая черт-те что! А потом, когда Олег Ефремов стал преподавать на нашем курсе, мы делали дипломный спектакль, сдружились с ним и были одержимы идеей создания театра «Современник». Да, мы очень весело жили, но самым главным в жизни стал наш театр, создание которого в то время было невозможно», — рассказывал артист.

Работать над постановками и репетировать первое время приходилось по ночам, поскольку до этого момента все театры и другие культурные учреждения создавались строго по приказу «сверху». Премьерный показ спектакля в «Современнике» прошел ночью под грифом совершенной секретности. Зрителями стали студенты МГУ и МАИ. После того, как кулисы опустились они устроили нечто вроде митинга, потребовав, чтобы театр продолжал жить. Вопреки опасениям и страхам «Современнику» действительно позволили существовать, а в 1961-м он даже получил собственное здание.
Своему детищу Кваша посвятил без малого 56 лет. Он не только выходил на сцену в качестве актера, но еще и поставил несколько пьес. Несмотря на то, что широкая известность пришла к Игорю Владимировичу благодаря кино, он всегда говорил, что именно в театре чувствует себя на своем месте.
«Театр у меня всегда был на первом месте. Меня довольно часто приглашали на пробы, но я отказывался — считал, что кино может помешать моей работе в театре», — признавался артист.