Карл Брюллов пририсовывал женщинам усы, а монашкам - эротические сны

С Александром Сергеевичем Брюллов родился в один год и даже был знаком. Как-то раз поэту так понравился один рисунок живописца, что он не постеснялся встать на колени и принялся выпрашивать «шедевр». Но Брюллов, представьте себе, отказал.
В общем, не зря выставку «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова» организаторы анонсировали как «блокбастер».
Очевидно, держали курс на знаменитую экспозицию Серова в Третьяковке с гигантскими очередями, военно-полевыми кухнями и палатками для сугреву. Ажиотаж, правда, оказался не таким высоким, хотя народу во дворце тоже немало, и люди специально едут за тридевять земель.

Так, например, бросив все свои важные дела, поступила известная гитаристка Мария Никулина, а балерина Илзе Лиепа аж с вокзала побежала в Михайловский дворец. Осталась страшно довольна.
300 работ из 26 музеев; рисунки, которые выставляются раз в четверть века, и самый гвоздь: утерянное произведение «Христос во гробе», с которым развернулась целая детективно-скандальная история. 200 лет никто не знал, где находится картина, пока, наконец, ее контрабандой не ввезли в нашу страну частные коллекционеры Певзнеры. Шедевр изъяли, коллекционеры подняли шумиху. Не было бы счастья, да несчастье Певзнеров помогло: теперь возможность взглянуть на полотно появилась у всех, а не только у толстосумов.
«Мертвая рука» Крылова
В России и Европе Брюллов прославился как модный портретист. На выставке представлена куча образов богатых и именитых. Само собой, толпы вьются вокруг так называемого портрета Крылова с «мертвой рукой». Устав позировать, сварливый баснописец просто встал и ушел. Брюллов не терял надежды когда-нибудь доделать работу, но Иван Андреевич все не находил время, а вскоре отдал Богу душу.
Тогда дотошный художник попросил снять гипсовый слепок с мертвой руки автора «Вороны и Лисицы», а ученик Карла Павловича Фаддей Горецкий пририсовал ее к картине.

По поводу этой руки искусствоведы до сих пор ругаются до слюноотделения. Кто-то считает, что всё чики-пуки, кто-то утверждает, что оживить конечность ученику не удалось.
- Мертвая рука производит невероятно гадкое впечатление, - говорил художник Михаил Железнов и призывал «стереть и заменить одноцветным пятном неопределенной формы».
Впрочем, если не знать, то рука не очень бросается в глаза. Гораздо больше обращают внимание усы, которые Брюллов обожал прописывать женщинам. Почти все дамы на портретах - с растительностью. У бедняги Воейковой так и вовсе усы как у лисы, в стиле группы «Верасы».
Мужчины на портретах Брюллова часто похожи на женщин: темноволосые и длинноволосые. Если поставить рядом два портрета, то отличить мужчину от женщины можно только по усам (у мужчин их нет). Любимый мужской образ Брюллова - это Нестор Кукольник, с которым художник был в тесной дружбе. В неоконченном романе «Чертовы куклы» Николай Лесков критиковал эту дружбу, считая, что она была основана на подчинении таланта власти.
- В начале истекающего XIX столетия в одной семье германского происхождения родился мальчик необыкновенной красоты. Он был так хорош, что в семье его не звали его крестным именем, а называли его Фебофис, или Фебуфис, то есть сын Феба. С возрастом оказалось, что при телесной красоте ребенок был осчастливлен замечательными способностями: он прекрасно учился наукам и рано обнаружил дар и страсть к живописи, - писал Лесков и почти не погрешил против истины. Под именем Фебофиса он вывел красавчика Карла Брюллова.
- Я не знал мужского лица прекраснее его, - восхищался Брюлловым художник Мокрицкий. «Великолепный Карл» был великолепно сложен, похож строением головы и кудрями на Аполлона Бельведерского.
Красота Брюллова видна по автопортретам: в начале экспозиции его молодой образ, в конце - три одинаковых портрета, написанных незадолго до смерти. Первый художник создал за 40 минут, второй - его авторская копия, третий - работа ученика, которую Карл Павлович поправил слабой, но комплементарной рукой.

Долгий роман и короткий брак
Любовь всей жизни художника - Юлия Самойлова - тоже представлена щедро. Несмотря на русское имя, Юлия имела итальянскую внешность, чем и привлекла живописца. 20 лет длилась их дружба, несколько раз Брюллов предлагал Самойловой руку и сердце, но та отказывала:
- Милый Бришка (так называла она Брюллова.), я уж замужем была, больше не хочу, спасибо.
Правда, позировать, даже в самых откровенных образах, никогда не отказывала. На одном только «Последнем дне Помпеи» запечатлена то ли три, то ли вообще шесть раз (данные разных экскурсоводов разнятся).
С горя Карл Павлович сделал предложение Эмилии Тимм, девушке, похожей на Юлию как две капли воды, но помоложе.
- Брак продлился всего 40 дней и распался по причине, которую я не могу сказать, но которую вы можете прочесть у меня на страничке, - интересничает искусствовед Валерий Ахунов.
Искусствовед собрал подписчиков и слукавил: про Эмилию Тимм на страничке нет ни слова. Но, как уже писала «Экспресс газета», перед свадьбой выяснилось, что девушка мало того что не девушка, так еще и находится в сексуальной связи с собственным отцом, чего Брюллов вынести, конечно же, не мог. Хотя и слыл человеком широких взглядов.
Свидетельство тому - рисунки, которые в следующий раз, даст Бог, покажут только в 2050 году. На них - сон старух. Художник запечатлел спящую бабку либо немолодую монашку, над ними - «облачко» с изображением сна, а там кипят разнообразные любовные утехи.

Путешествие через века
Самое главное и сакральное место выставки - это выстроенная прямо во дворце часовня с восемью углами. В ней расположили транспарентную картину «Христос во гробе». Ту самую, что искали 200 лет. «Транспарентный» означает «не содержащий секретов». Главное отсутствие секрета в том, что картина не натянута на подрамник. Холст помещен между двух огромных стекол. Для пущего эффекта его нужно выставлять на фоне окна или с подсветкой с обратной стороны.
Художник написал «Христа во гробе» в 1840-х годах для домовой церкви русских аристократов. После революции полотно оказалось в православном приходе Брюсселя. Поскольку подписи на картине не было, то в приходе почти забыли, кто автор шедевра, и, когда понадобились деньги на ремонт крыши, картину неизвестного автора решили продать за сто тысяч евро.
- Покупателей было много, но никто не верил, что это Брюллов... А я рискнул, - рассказывал потом счастливый обладатель полотна.
Тот факт, что работу выставляют на серьезной выставке, говорит о том, что скандал с изъятием удалось замять.
Выставка в Петербурге проработает до мая, а потом переместится в Третьяковскую галерею. Правда, не целиком. Обретенный шедевр «Христос во гробе» в Москву все-таки не привезут.