Мюнхгаузен всю жизнь скучал по России

Мюнхгаузен
Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (в мундире кирасира). Г. Брукнер, 1752
Говорим о бароне Мюнхгаузене - сразу вспоминаем фееричный фильм Марка Захарова: 45 лет назад, в 1980-м, он вышел на телеэкраны. Многие фразы из гениального сценария Григория Горина давно стали крылатыми. «Все шутите?» - «Давно бросил. Врачи запрещают». «Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!» «Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?» - «Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать!» Ну и, конечно, знаменитое: «Улыбайтесь, господа... Улыбайтесь…» У барона, кстати, тоже юбилей: 11 мая исполняется 305 лет со дня рождения.

Благодаря созданному Олегом Янковским образу легендарный персонаж нам как родной. Его прототипу, жившему в Нижней Саксонии в XVII - XVIII вв., Россия тоже не чужая - 13 лет провел у нас на службе.

К слову, утвердив на роль Карла Фридриха Иеронима красавца Янковского, Марк Захаров оказался ближе к истине, чем иностранные кинематографисты и художники, у которых Мюнхгаузен - плюгавенький старичок с эспаньолкой. Недаром будущая императрица Екатерина II - тогда еще принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская - положила на героя глаз. В 1744-м невеста цесаревича прибыла в Ригу, где барон командовал конным караулом, который принимал высоких гостей. Важная особа отметила «удивительную стать и красоту русских кирасир и их командира».

Впрочем, другие обстоятельства биографии барона Марк Анатольевич с подачи Горина перевернул с ног на голову. Весь фильм Мюнхгаузен добивается развода с женой Якобиной фон Дунтен, хотя в реальности супруги прожили в согласии 46 лет. Лишь после смерти Якобины 75-летний Карл женился на 17-летней Бернардине фон Брун. Увы, юную красотку интересовали только деньги. Выйдя замуж, она продолжала крутить романы, а когда родила дочь, возмущалась, что барон ее не признал. Мюнхгаузен был уверен: «автор» ребенка - местный писарь. Карл затеял бракоразводный процесс, который разорил его. Бернардина между тем наделала долгов, с которыми пришлось расплачиваться родне мужа, и слиняла за границу. Ее девочка через год умерла.

В фильме также нет ни слова о том, что барон часто грустил о России. Сюда он прибыл в 18 лет в качестве пажа при принце Брауншвейг-Вольфенбюттельском Антоне Ульрихе - женихе Анны Леопольдовны. Эту должность выхлопотала сыну матушка, Сибилла Вильгельмина. После смерти мужа, полковника Георга Отто фон Мюнхгаузена, она предусмотрительно распихала восьмерых отпрысков пажами к знатным особам. И не прогадала.

В итоге Карл Фридрих дослужился до звания ротмистра российской армии - высшего чина в кавалерии. Чем гордился и, даже оставив службу, представлялся именно так.

«Мюнхгаузен»
Ганс Альберс в одной из своих величайших ролей - барона Мюнхгаузена 

Запахло жареным

С Россией связаны самые забористые сюжеты рассказов Мюнхгаузена. Как-то в кругу немецких офицеров, взявшихся прихвастнуть, какое внимание им оказывали высокие господа, барон ввернул:

- То ли дело мое путешествие в санях, что я совершил по приглашению русской императрицы!

И поведал: Екатерина даже в лютый мороз передвигается в обитой мехами повозке, где есть спальня, бальная комната, библиотека и кабинет для интимных утех. Иностранцы присвистнули: «Брехня!» А он не соврал: был такой экипаж у императрицы, она путешествовала в нем по Крыму.

Над историей о перепелах, простреленных шомполом и зажарившихся на нем же, слушатели тоже ржали: мол, опять враки. Однако как-то на смотре в русской глубинке его заряженное ружье случайно выстрелило, и оставленный в стволе шомпол пробил ногу лошади. Запахло паленым. Ну немного переосмыслил барон, подумаешь!

Охотничьи рассказы

В 1750-м Мюнхгаузен с женой отправился в родной город Боденвердер - делить с братьями родительское наследство. Хозяйственные заботы поглотили его, и на службу он не вернулся. Но ужиться с земляками-соседями оказалось труднее, чем с русскими. Барон решил соорудить мосток в три бревна через речку от дома к своему же участку, чтобы не нарезать круги в обход, - так бургомистр запретил: дескать, придется охранять еще один вход в город. То, что Мюнхгаузен успел построить, толпа разворотила, заодно повалив забор. За неуплату налогов власти арестовали свиней барона и оштрафовали за «потраву луга».

Отрадой для Мюнхгаузена стали посиделки с соседями в построенном им же охотничьем домике. Он ставил перед собой дымящийся стакан пунша, закуривал трубку. Жестикулируя и все больше увлекаясь сам, повествовал о волке, запряженном в сани, коне, разрезанном пополам в Очакове, лошади на колокольне, взбесившейся шубе, вишневом дереве, выросшем на голове у оленя. Кто-то ушлый все это записал и отправил в печать: первые истории, подписанные «М-Х-Г-Н», были опубликованы в немецком журнале «Путеводитель для веселых людей» в 1781-м.

«Мюнхгаузен»
«Мюнхгаузен рассказывает истории». Почтовая открытка конец XIX - начало XX вв. 

Через четыре года вышла книга на английском. Историк Рудольф Эрих Распе, бежавший в Лондон от полиции, красиво переписал истории из «Путеводителя…», добавил новые – о морских приключениях. Издание получило оглушительный успех. Пересказывать похождения барона стало выгодным делом, и за это взялись многие немецкие авторы.

Мюнхгаузен было возмутился украденной у него славой, но вскоре махнул рукой.

22 февраля 1797 года Карл умер от апоплексического удара. Он был беден, рядом оставалась только служанка. Женщина рассказала, как незадолго до смерти спросила хозяина, почему на ногах у него не хватает двух пальцев. Тот остался верен себе и заявил, что их откусил белый медведь на Северном полюсе.

Упокоился Мюнхгаузен в семейном склепе в деревне Кемнаде рядом с Боденвердером. Спустя век могилу вскрыли, чтобы перенести останки на кладбище. В гробу лежало не тронутое тленом тело. Но через мгновенье, буквально на глазах, оно рассыпалось в пыль. Обнажился череп, выступили кости. Гроб закрыли и оставили на месте.

Разветвленное древо

На фамильном древе, уходящем корнями в начало XII века, - свыше 1,3 тыс. Мюнхгаузенов. Карл Фридрих в роду - 701-й. Среди его сокровников - восемь министров земель, основатель Геттингенского университета Герлах Адольф фон Мюнхгаузен, ботаник и агроном Отто фон Мюнхаузен, «первый поэт Третьего рейха» Беррис фон Мюнхгаузен. С полсотни представителей фамилии живут сегодня. О предках им напоминают около 15 замков в Нижней Саксонии.

Сапог-утопленник

Памятники барону Мюнхгаузену есть в Москве и Ессентуках. А в Калининграде их несколько - установлены по инициативе клуба внучат барона, исследующих его жизнь и обстоятельства пребывания в Кенигсберге по дороге в Петербург.

Например, кованый ботфорт Мюнхгаузена украсил набережную в честь исторической находки, подлинность которой подтвердили итальянский историк Флоренцо Сперотто и бургомистр Боденвердера Герберт Бреккель. По крайней мере, так утверждают члены клуба.

- Водолазы выловили в Преголе сапог. Очистили от ила кожу на голенище и ахнули! Там черным по серому было написано: «Минхерцу Силантию на вечную память. Мюнхгаузен, 17... год» и стояло клеймо миланского сапожника, - на полном серьезе рассказывал собкору «ЭГ» главный бароновед клуба Александр Захаров. - Историки выяснили, что барон подарил ботфорты денщику Силантию Сивухе, когда служил в Санкт-Петербурге российской короне. А тот по пути с барином в Германию напился, упал с моста в реку и потерял обувку.

Кстати

  • Фильм «Тот самый Мюнхгаузен» снимали в немецком Вернигероде. Со ступеней фахверковой ратуши герой Броневого объявлял войну Англии и отказывался сражаться в однобортном мундире. Киношный замок барона - родовой замок графа Отто цу Штольберг-Вернигероде. В 1949-м его превратили в музей.
  • 14 евро - цена обеда с «подстреленной через дымоход» уткой, которую подают в замке в Вернигероде.


*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов