Такого больше не повторялось: лишь один советский фильм о войне запретили к показу

Фильм «Двое в степи»
Фильм «Двое в степи»
Режиссёр Анатолий Эфрос замахивался на шедевр советского кинематографа, но вышло так, что об этой его работе принято не говорить.

Фильмы о войне — отдельный пласт советского кинематографа. За десятки лет режиссеры выпустили сотни картин, многие из которых по сей день остаются знаковыми. Но история знает один единственный случай, когда фильм о Великой Отечественной войне оказался в дальнем ящике.  В отличие от «Они сражались за Родину», «Летят журавли» и других известных лент, эту не показывают каждое 9 мая по телевидению и не пускают на повторный показ в кинотеатрах.

Так случилось с картиной «Двое в степи», которую режиссер Анатолий Эфрос снял по сценарию Бориса Васильева в 1962 году. Практически сразу цензурная комиссия внесла ленту в черный список и запретила ее к показу в крупных городах Советского Союза. Посмотреть фильм могли только жители маленьких провинций.

IMG_1030
Фильм «Двое в степи» 

«Он был фактически запрещен и слит, выпущен только в провинциях, без права показа в центральных городах. Единственный случай в истории кинематографа СССР», — рассказывал кинокритик Александр Шпагин.

Сюжет строится вокруг жутких событий 1942 года. Лейтенант Огарков срывает приказ, из-за чего гибнет целая дивизия. Военного приговаривают к расстрелу. Конвоира Джурабаева приставляют к Огаркову в качестве сопровождающего. Он должен провести лейтенанта через степь. Но в приговор неожиданно вмешивается сама судьба. Между Джуабаевым и Огарковым рождается крепкая дружба. Они, двое в степи, неразрывно связаны одним котелком и шинелью.

IMG_1032
Фильм «Двое в степи» 

Об этом фильме вспомнили только в 2015 году. Тогда картина получила ремейк. Главную роль в нем исполнил Юра Борисов, который сейчас является одним из самых обсуждаемых актеров не только в России, но и во всем мире. Но даже несмотря на это критик Александр Шпагин уверен, что новая версия фильма, к сожалению, гениальной не вышла. Эксперт уверен — оригинал имеет право на жизнь.

«Ее никто не помнит. Мне не удалось полноценно ввести ее в историю кино, хоть она и великая, крышесносящая», — уверен кинокритик.