О том, что в 94 года умерла актриса Нина Гребешкова, в Сети написали лишь спустя два дня. Вдова и муза главного советского комедиографа Леонида Гайдая скончалась еще 10 мая, но сообщили об этом лишь 12-го. А 14-го Нину Павловну похоронили рядом с мужем на Кунцевском кладбище Москвы. Миллионы зрителей еще не раз будут пересматривать фильмы с участием Гребешковой, в том числе «Бриллиантовую руку», где она сыграла образцовую жену нелепого, но милого Семена Семеныча Горбункова.
Гайдай приехал в Москву из Иркутска, чтобы учиться в Институте кинематографии. Там и встретил будущую жену Нину. Дочка маляра и портнихи занималась на актерском, а он - на режиссерском факультете.
За ней тогда ухаживали сразу несколько парней. Например, студенты Владимир Карасев и Владимир Иванов - к тому времени уже лауреат Сталинской премии за роль Олега Кошевого в «Молодой гвардии». И взрослый мужчина, летчик. Приходя во ВГИК, офицер часто натыкался на Гайдая и просил его позвать Нину. Леонид заходил в аудиторию и громко кричал: «Гребешкова, к тебе хахаль пожаловал!»
Однажды Гайдай пригласил Гребешкову на неожиданную роль женщины-вамп в своем отрывке из бальзаковского «Отца Горио». РHоман между ними завязался случайно. Нина возмутилась, что Леонид на репетициях всегда ставит ее последней. И поэтому из института она одна уходит за полночь. Вот будущий режиссер и предложил провожать ее до дома на Арбате.
В итоге Гайдай не успевал на последнюю электричку до общежития в пригороде и оставался ночевать на вокзале.
- Нина узнала об этом случайно: заметила, что на Леониде несвежая рубашка, и предложила постирать. Вот тут он и сознался, что уже неделю не может попасть домой, - писал биограф пары Федор Раззаков.
Предложение пожениться Гребешкова восприняла как шутку. Ведь Гайдай был долговязым, а она маленькой - всего 155 см.
- Ну знаешь, Нинок, большую женщину я не подниму. А маленькую буду всю жизнь на руках носить! - сразил ее наповал Леонид, покосившись на свою ногу.
Во время войны он был разведчиком. В 1943-м, возвращаясь с задания, подорвался на мине. Получил тяжелейшее ранение стопы. Год лечился в госпиталях, перенес пять операций и чудом избежал ампутации.
После свадьбы они поселились в крошечной комнате коммуналки с родителями Нины. Молодоженов отгородили шкафом, а по другую сторону спали ее мама с отцом и братья.
- В таких условиях думать о потомстве глупо, - рассуждал биограф Раззаков. - Но родители Гребешковой оказались мудрыми людьми. И стали почаще оставлять молодых наедине. Мама говорила: «Ниночка, вот там картошку я приготовила. А мы пойдем к знакомым в картишки перекинемся». В итоге Гребешкова забеременела.
- Нашу Оксанку Леня безумно любил и очень ею гордился, но больше детей не хотел, - вздыхала Нина Павловна. - Считал, что главное - это работа. Все остальное - приложение. У него было два дома - «Мосфильм» и появившаяся у нас квартира в актерском доме у метро «Аэропорт».
Трое из газетного фельетона
Путь Гайдая в режиссуру не был устлан розами. Первую комедию - «Жених с того света» - цензоры изрубили в капусту. Чтобы погасить конфликт, молодому режиссеру пришлось снять конъюнктурно-комсомольскую заказуху «Трижды воскресший» о пароходе «Орленок». Фильм провалился в прокате.
В жуткой депрессии Гайдай уехал с женой к своей маме в Иркутск. Где, по легенде, к нему и пришло озарение. В газете «Правда» он нашел стихотворный фельетон, по мотивам которого и придумал лихую троицу героев - Труса, Балбеса и Бывалого.
Как говорили друзья семьи, Нина принесла ради мужа жертву. Она была уже состоявшейся актрисой, но стала отказываться от съемок, чтобы вести быт в семье.
Готовила, стирала, убирала. Вкручивала лампочки, которые не умел вкручивать муж. Лежала с отверткой под сломанной машиной, которую супруг был не в состоянии починить. А еще - целиком и полностью поддерживала благоверного. Ведь он был далеко не из сахара.
Ему ничего не стоило мимоходом испортить ей настроение. Однажды они собирались на Новый год в Дом кино. Нине принесли из ателье новое платье, та примерила и, счастливая, вышла к мужу, чтобы оценил.
- Нинок, ты должна понять, что ты некрасивая, - сухо ответил он.
При этом ценитель дамских прелестей мог громко сообщить на весь автобус, не стесняясь присутствия супруги:
- Ой, смотри, какая великолепная женщина вон там стоит!
Между смехом и скандалом
Высокий, смешной, похожий своим хохолком на дятла Вуди, сам Гайдай крайне редко улыбался. Как рассказывал сын Никулина Максим, «если дядя Леня сказал «угу, смешно», - это означало, что ему поведали такой уморительный анекдот, что все валяются со смеху».
В поисках главной героини для «Кавказской пленницы», где в эпизоде в роли врача психлечебницы мелькнула его Нина, Гайдай провел полсотни фотопроб. Но главную героиню так и не нашел. Тогда ассистентка вспомнила, что на Одесской киностудии снимается 19-летняя «хорошая девочка» Наталья Варлей, которая тогда работала эквилибристкой. Во время проб режиссер попросил ее сняться в купальнике, и она спокойно разделась, ведь для цирковых купальник - это униформа.
Спустя много лет, уже после смерти режиссера, Варлей издала мемуары. И рассказала том, как Гайдай якобы ее домогался или, по крайней мере, пытался войти с ней в гостиничный номер и закрыть за собой дверь. Гребешкова списала скандальное признание на климакс Варлей и порекомендовала обратиться за комментарием к умершему Гайдаю.
Соблазнительница из «Бриллиантовой руки» Светлана Светличная в передаче «Выход в люди» на канале «Россия» жаловалась, что Леонид Иович ее «осматривал с головы до ног» и вел себя «навязчиво».
- Изменял ли он мне? Для меня это было неинтересно, - отмахивалась Гребешкова. - Он любил всех своих героинь. Я не ревновала. Все ему разрешала…
Однажды она сделала попытку уйти от него и уже собрала чемодан. Но Гайдай повел себя словно его герой Шурик из «Операции «Ы»…». Не пытаясь остановить, только сказал грустно:
- Не уходи, Нинок. Я ведь без тебя погибну.
Она вернулась и больше не уходила.
За пределами жизни
- При знакомстве с Леонидом Иовичем я признался: «Очень хочу написать о Нине Павловне», - отмечал киновед Сергей Капков. - Ему это понравилось: «Я замолвлю за вас словечко». Но в том же, 1993-м, году его не стало. Я позвонил Нине Павловне года через три и рассказал об этой беседе. А еще подарил аудиокассету с голосом Гайдая. Мы подружились. Она впустила меня в дом, много рассказывала, плакала, благодарила за память... А потом начался бум вокруг фильмов и личности Гайдая. Гребешкову это стало тяготить. Кто-то обманул, кто-то чего-то не вернул. Почему-то это отношение перекинулось и на меня. Мы перестали общаться… Характер у нее был сложный. Категоричная, неприветливая, умная, верная. Муза великого Леонида Гайдая.
А вот тележурналисту и ведущему канала «Культура» Александру Казакевичу повезло больше. Он почти до последнего смог сохранить приятельские отношения с Гребешковой:
- Перед последним юбилеем Нина Павловна меня спросила: «А ты будешь на концерте в честь дня рождения Гайдая, где три часа люди будут петь и плясать по случаю, что человека уже нет с нами?» И что тут ответишь? - вздыхает Казакевич.
Дважды в год, в дни смерти и рождения Леонида Гайдая, родные и друзья собирались у его могилы. И общались с режиссером, словно он жив.
- Дмитрий Харатьян обязательно приносил блок фирменных сигарет из дьюти-фри. Он их и при жизни ему дарил, - продолжает Казакевич. - Нина Павловна вскрывала этот блок и выкуривала полсигаретки... Как-то приезжают, а на памятнике кто-то обломил бронзовый крестик. Пока все растерянно молчали, Гребешкова высказала Гайдаю: «Лень, ну что же это такое? Тебе же ничего поручить нельзя. Понимаю, что ты не ломал. Но отогнал бы, напугал бы. Я уже хотела к тебе прилечь, потому что все вроде сделала, а теперь нет, жди! Крестиком надо заниматься».
Поломку она, конечно, восстановила и теперь упокоилась рядом с любимым.
От «Муму» до «Содержанок»
Гребешкова сыграла в 130 фильмах, включая десять лент мужа. Она была и главной героиней, как в «Муму» (1959), и второстепенной, как в «Вызываем огонь на себя» (1964) и «Доживем до понедельника» (1968). Снималась почти до конца жизни: в «Легенде № 17» (2013) и «Экипаже» (2016) Николая Лебедева, а также в сериале «Содержанки-2» (2020) Константина Богомолова.
Иркутский треугольник с женой Галича
В юности, еще до знакомства с Гребешковой, Гайдай окончил театральную студию при Иркутском драмтеатре и устроился туда актером. Вскоре у него завязался роман с актрисой Валентиной Архангельской. В поисках работы и из-за желания сбежать от свекрови, которая всем заправляла в их доме, она приехала в Иркутск из Москвы. Оставила там мужа - драматурга Александра Галича и их дочку Алену.
Гайдай с Архангельской играли в спектакле по пьесе Константина Симонова «Под каштанами Праги». Она исполняла главную роль, он - второстепенную, младшего брата героини.
Когда Архангельская узнала, что у ее мужа в столице завязались отношения с его будущей второй женой Ангелиной Шекрот, то перевезла дочь Алену к себе. Гайдай с удовольствием нянчился с девочкой, пока ее мама, ставшая в это время его возлюбленной, пропадала в театре. Позже Архангельская уговорила Гайдая поступать на режиссерский во ВГИК. А сама увлеклась актером Юрием Авериным, что стало для Леонида большим ударом.
Источник фото: Кадр из фильма,Личный архив,Соцсети,Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press