Андрей Тарковский был бескомпромиссным режиссером, а Александр Кайдановский — артистом, который не мог слепо следовать указаниям начальника.
Андрей Тарковский относился к тому типу режиссеров, которые расшибутся в лепешку, но сделают идеально. Его «Сталкер» почти пятьдесят лет спустя стабильно остается одной из культовых картин за всю историю отечественного кинематографа. Но коллеги и преданные поклонники Тарковского знают, насколько тяжело ему далась эта работа. Режиссёр потратил на нее пять лет и сотни тысяч нервных клеток.
Долгое время Тарковский никак не мог согласовать сценарий. Братья Стругацкие, неоднократно переписывали линию, но из раза в раз режиссер проводил жирную черту отказа. В итоге дело дошло до того, что фактически у всей съемочной группы сдали нервы. Первым с площадки ушел оператор, а за ним — еще несколько десятков человек. Тяжелее всего пришлось Александру Кайдановскому, исполнявшую главную роль в «Сталкере». Трансформации героя оказались для него мучительно болезненными.
Александр Кайдановский в фильме «Сталкер»
«Просто он хотел другую картину. Я, по сути, играю другого Сталкера. Их у меня два», — рассказывал артист.
Кайдановский до последнего пытался сдерживаться и выполнять все, о чем ему говорил Тарковский. Непростой характер режиссера перевесил его талант и профессионализм.
«Я слушался Тарковского беспрекословно, но в человеческом плане мог себе кое-что позволить. Когда уходили люди с Гошей, я сказал: «Андрей, если сюда собрать людей, которых ты обидел по жизни, то они, наверное, не поместились бы», — говорил артист.
Александр Кайдановский
Нервы Кайдановского сдали и на этой почве между ним и Тарковским завязалась драка. Дело в том, что напряжение после трудных съемочных смен режиссер и актер тоже снимали вместе. Однажды во время очередного застолья они неудачно поспорили о вечном и дорвались до кулаков. Режиссёр Арво Ихо вспоминал это так:
«Их задержали на пару суток в пьяном виде, а они в 3 часа ночи начали спорить о категорическом императиве Канта. И милиция их выкинула оттуда: "Спать не даете. А ну-ка вон!».
Выплеснув накопившуюся злость, обиду и другие негативные эмоции, товарищи по площадке пожали друг другу руки. Более того, после этого случая они еще некоторое время работали вместе.