Роман Гомиашвили и Лиозновой, триумф Тихонова и творческий конфликт с Кобзоном - закулисье «Семнадцати мгновений весны»
Каждый сценарий Лиознова искала по нескольку лет. Заработок ее не интересовал. Лишь бы был хороший материал.
- Я могла по три года ходить в одной юбке, но снимать была готова только то, отчего сердце забьется, - говорила Татьяна Михайловна.
Екатерина Градова, сыгравшая радистку Кэт в ее «Семнадцати мгновениях...», рассказывала:
- Однажды, это было уже после выхода нашего фильма, Лиознову пригласил в ресторан один иностранный господин. Он предложил несколько миллионов долларов за то, чтобы она сняла фильм по сценарию, который он ей предоставит. История была очерняющая Россию. Лиознова встала из-за стола и своим железным голосом отчеканила: «Русские режиссеры не продаются! Спасибо за ужин. Всего вам доброго».
Но однажды Татьяну Михайловну все же подкупили. В 2009-м на ТВ показали цветную версию «Семнадцати мгновений весны». Старой гвардии это пестрое изображение категорически не понравилось.

- Перед этим мне звонят: «Василий Семенович, вам так повезло, мы будем раскрашивать картину!» - вспоминал Лановой. - Я говорю: «Попробуйте только, сволочи!» А потом узнал, уже задним числом, что Татьяна Михайловна в те годы очень болела, с деньгами у нее было все плохо - вот ее и купили. Купили ее согласие на то, чтобы сделать фильм цветными. Жуть.
Лиознова тогда боролась с опухолью. Отказывали ноги, нарушилась речь. Она постоянно лежала в больницах. Чтобы оплачивать лечение, Татьяна Михайловна продала квартиру. Неизвестно, сколько ей заплатили за право «улучшить» культовую ленту. Но одна минута «раскраски» обходилась заказчикам в $3000.
«Весна» выдалась жаркой
Первый показ «Семнадцати мгновений весны» в 1973-м собрал у телеэкранов около 70 млн зрителей. Через три месяца, по многочисленным просьбам, ЦТ повторило фильм, и его посмотрели уже 200 млн. Невероятная цифра: ни один сериал с тех пор так и не побил этот рекорд. А ведь лента могла получиться совсем другой…
Роль Штирлица хотел исполнить Арчил Гомиашвили. Артист мечтал избавиться от клейма Остапа Бендера, прилипшего к нему после «12 стульев». У Арчила тогда был страстный роман с Лиозновой, и он был в полной уверенности, что главную роль возлюбленная отдаст ему. К тому же за его кандидатуру выступал автор одноименного романа Юлиан Семенов. Но когда Лиозновой кто-то намекнул на Гомиашвили, режиссер едва не лопнула от смеха:
- Как представила этого грузинского Бендера в роли русского разведчика!..

Арчил страшно обиделся, и вскоре они с Татьяной Михайловной расстались.
Спустя пару лет они случайно встретились в самолете Москва - Тбилиси. Он с новой семьей летел домой, она везла «Семнадцать мгновений весны» на фестиваль.
- Тут моя дочка Ниночка пробежала между рядами и взобралась к Лиозновой на колени, - рассказывал актер. - Я подошел, чтобы забрать ребенка, и сказал Тане: «Видишь, как мудро распорядилась судьба, - я везу домой родного маленького человечка, а ты - коробки с пленкой».
Броневого едва не задушили
Леониду Броневому вначале предложили сыграть Гитлера. Актер примерил образ фюрера на фотопробах, но от роли отказался. Хотя на тот момент Броневой довольствовался редкими эпизодами в кино. Приходилось подрабатывать, играя в домино на деньги на Тверском бульваре. Будущая жена артиста - Виктория Валентиновна - заявила Броневому:
- В крайнем случае я согласна на Мюллера, но с Гитлером жить не буду!

Артист потом оправдывался:
- Не подумайте, что только из-за этого я отклонил первое предложение. Просто образ Гитлера был выписан психологически далеко не так тонко, как Мюллера. Фюрер там был какой-то постоянно орущий, дерганый. Это, на мой взгляд, карикатура, а не человек. А карикатуру хорошо не сыграешь.
Костюмеры между тем сшили для Леонида Сергеевича мундир на два размера меньше, чем нужно. Оплошали, а переделывать времени не было. Ворот постоянно неприятно резал шею, отчего Броневой периодически дергал головой в кадре. А Лиозновой так понравился этот жест, что его сделали фишкой Мюллера.
Дуров стал невыездным
Съемки «Семнадцати мгновений весны» началась в 1971-м с экспедиции в ГДР. Там Лиознова планировала отснять все эпизоды на натуре со Штирлицем в Берлине и убийство им провокатора Клауса.
Но Льва Дурова, исполнившего роль агента гестапо, в Германию не выпустили. Чтобы поехать за границу, всем членам съемочной группы нужно было явиться на ковер комиссии в райкоме. Дуров впервые собирался за бугор и подобные мероприятия ранее не посещал.

- Не знал, что на ковер - это буквально, - вспоминал Лев Константинович. - Огромный стол, тети с пышными прическами, дяди в черных костюмах с черными галстуками. И коврик. Меня первым вызвали. Стою. Вопрос: «Опишите флаг Советского Союза». Мне сразу стало плохо. Тетя Мотя, ты меня, гражданина страны, просишь описать флаг, как ненормального! Говорю: «Черный фон, белый череп, две скрещенные берцовые кости, называется «Веселый Роджер». В комиссии наступил паралич. Новый вопрос: «Перечислите союзные республики и назовите их столицы». Ответил: «Малаховка, Таганрог, Кривой Рог, Магнитогорск». В ушах пульсировало. Думаю, сейчас крикну: «Кретины!» Последний вопрос: «Перечислите членов Политбюро». Мне совсем плохо стало: «Я никого не знаю». Отвечают: «Вы свободны».
Естественно, из списка Дурова вычеркнули. На пять лет актера сделали невыездным. Лиознова рвала и метала. Но, успокоившись, приняла решение «убивать» Клауса в Москве. И Штирлиц застрелил Клауса в парке усадьбы Архангельское-Тюриково, это в километре от МКАД.
Тихонов и немцы
В Германию группа привезла тонну реквизита с киностудии, включая «мерседес» Штирлица. Немцы, осмотревшие авто времен войны, сразу заявили:
- Состояние отвратительное - работать не сможет.

Как в воду глядели! В первый же съемочный день машина заглохла. Кино спас звукооператор Леонард Бухов. Он в экстренном порядке разыскал своего фронтового приятеля Гюнтера Клибенштайна, который коллекционировал ретрокары. Гюнтер любезно предоставил Штирлицу «мерс» из своего уникального гаража.
Дальше - больше.
В один из дней Вячеслав Тихонов решил дойти от гостиницы до съемочной площадки в форме штандартенфюрера СС. Не успел миновать и десяти метров, как его задержала берлинская полиция. Тихонова сочли за приверженца фашизма, а тюремный срок за это грозил нехилый. Хорошо, что съемочная площадка находилась недалеко. К блюстителям закона подбежали члены группы и отбили артиста у полицейских, пригласив их на съемки.
Волшебная сила искусства
Екатерину Градову режиссер «отбила» у Станислава Ростоцкого, который предложил актрисе роль Риты Осяниной в «...А зори здесь тихие».
- Там сплошные девки и один мужик, - уговаривала Лиознова Градову. - Целое лето в болоте сидеть! А у нас Германия! Тихонов!

О своем выборе артистка не пожалела. Правда, были и сложности. Истерику радистки Кэт в машине снимали в павильоне. Вручную раскачивали авто, махали ветками, чтобы шла тень, будто герои едут. Проблема оказалась только в том, что еще молодая и малоопытная Градова не могла зарыдать.
- Долго ничего у нас не получалось, - рассказала актриса. - На наше счастье, в павильон зашел композитор фильма Микаэл Таривердиев. Лиознова увидела его и командует: «Тащите с верхнего этажа рояль!» Ребята приволокли инструмент, маэстро усадили за клавиши. И как только он начал играть - у меня слезы сами собой потекли.
Мытарства Иосифа Кобзона
После премьеры фильма только ленивый не обсуждал, как Лиознова обидела Муслима Магомаева. Она хотела, чтобы он спел «Песню о далекой родине» и «Мгновения», но осталась недовольна его исполнением. Пришлось искать другого певца.
- Попробовали человек пятнадцать, - рассказывала Алла Киреева, вдова Роберта Рождественского, на чьи стихи легла музыка Таривердиева. - Спели все баритоны, которые были на Земле. Между Микаэлом и Татьяной Михайловной шел торг. Он говорил: «Беру!». А она, как специально: «Я это не возьму!»

И вдруг появился Иосиф Кобзон. Потом рассказывал:
- Спел раз, спел два. Лиознову не устраивало. Она требовала сделать так, чтобы мой голос не был похож на мой. И требовала так грубо, что был бы на ее месте мужик, давно послал бы куда подальше и ушел. А пришлось вежливо: «Знаете, может, вам лучше пригласить какого-нибудь драматического артиста?» Она: «А вы мне не советуйте! Я сама вам буду советовать». Господи, как она надо мной издевалась: «Да нет, опять этот Кобзон лезет мне на уши! Не нужен мне Кобзон, я сказала!» Я стал уже психовать. А Рождественский успокаивал: «Старик, потерпи. Мы же терпим».
Обе песни в исполнении Кобзона стали всесоюзными шлягерами. Понравилось и Магомаеву. А Лиознова с Кобзоном в итоге крепко сдружились. Татьяна Михайловна даже пригласила певца на эпизодик в свой следующий фильм «Мы, нижеподписавшиеся».

Большой секрет маленькой татуировки
У Вячеслава Тихонова на правой руке красовалось тату - надпись «Слава», набитая еще в юности. Как гримеры ни старались ее замазать, на крупных планах она все равно проступала. Поэтому в эпизоде, где Штирлиц рисует бонз Рейха и выкладывает из спичек фигурки зверей, руки не Тихонова, а художника фильма - Феликса Ростоцкого. Он же писал шифровки за Плейшнера (Евгений Евстигнеев). Так как у актера был ужасный почерк.
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов

