Бежать из СССР балерину Макарову подговорил священник
Побег явно был спонтанным. В Лондоне Макарова купила автомобиль (представляете, какие были суточные?!) и оформила документы на ввоз в СССР. Упаковала вещи. И вдруг...
- Как-то вечером меня пригласили на ужин английские друзья и в машине сказали: «Если ты хочешь своей творческой смерти, возвращайся в Россию. Но ты можешь остаться», - рассказывала потом балерина. Но почему-то не объяснила, откуда у советской артистки друзья в Англии. Тем более что на побег ее подбил внук белоэмигранта, бывшего председателя Госдумы и лидера Февральской революции Михаила Родзянко - Владимир. Между прочим, священник и сотрудник «вражеского голоса» - русскоязычной службы ВВС, читавший на радио проповеди.
Игра в полено
Макарова любит говорить о себе как о свободолюбивой бунтарке. Мол, в детстве отвергала кукол и играла поленом - назло маме, державшей в ежовых рукавицах. В 16, будучи ученицей Вагановского училища, начала курить. В театре не подчинялась указам партийного руководства, если что-то не нравилось.
Оправдывая побег, жаловалась, как душно было в советском театре, не хватало творчества и развития. А ведь перетанцевала все главные партии, о которых многие только мечтают.
Русская выскочка
Британское гражданство Наталии поднесли на блюдечке очень быстро. И она уже видела себя на сцене Ковент-Гарден. Однако артистки пригрозили, что уволятся всем составом, если придет эта «русская выскочка». Макарова сунулась было в «Парижскую оперу», но тамошние танцовщицы повторили трюк британских коллег. Балерина, разумеется, считала, что европейские коллеги страшно испугались конкуренции.
Спасение пришло из-за океана и от сбежавшего девятью годами раньше Рудольфа Нуреева, быстро организовавшего Наталии съемки нескольких балетов. Потом уже она поможет устроиться еще одному беглецу - Михаилу Барышникову.
Макарова танцевала с ними обоими, а также с Александром Годуновым. Это был триумф американской пропаганды: вот, мол, в Союзе таланты зажимали, а у нас они раскрылись в полную силу.

Как в кино
Американская мечта Наталии - будто сюжет голливудского фильма. Вырвалась из советских тисков. Сглотнула обиду от англичан и французов. Уехала в США, и там поперло. Танцевала на всех престижных сценах мира (и в Ковент-Гарден, конечно, тоже). Поставила с пару десятков балетов в разных театрах. Снималась в кино и играла в театре. Получила множество балетных и театральных премий. Триумфально вернулась на родину в 1989-м и выступила в «Мариинке» (между прочим, в 49 лет). С тех пор регулярно приезжала, благосклонно принимая эпитеты «легендарная» и «выдающаяся». Здесь, у нас ставила балеты, давала мастер-классы юным танцовщицам, сидела в жюри балетных конкурсов и даже в драматическом спектакле сыграла - у Романа Виктюка.
Последний раз приезжала в 2021-м. Сейчас, видимо, тяжело и сложно летать - все-таки в ноябре 85 стукнет. К чести Макаровой, публично она Россию не поливала.
Породнилась с Кеннеди
Первым мужем Наталии был коллега Всеволод Ухов. Его считали лучшим балетным Ромео, пока он не повредил ахилл. Вторым - Леонид Квинихидзе, режиссер «Небесных ласточек», «Соломенной шляпки», «Мэри Поппинс…». С ним развелась за год до побега.
В Америке Наталия вышла замуж за очень состоятельного бизнесмена Эдварда Каркара - большого поклонника ее, балета и России, знавшего, к тому же, русский. Они венчались по православному обычаю, и венец над Макаровой держал Михаил Барышников.
В 37 лет родила сына Андрея. Его крестной стала Жаклин Кеннеди. Балерина как-то разговорилась с ней на гала-вечере, сидя в одной ложе, и полушутя предложила эту почетную роль. А та неожиданно согласилась.
В лес не ходить
- Когда-то я давала интервью иностранному журналу, и меня спросили: «Что бы вы сделали, если бы вдруг появилась возможность приехать в Россию?» - вспоминала Макарова. - И я ответила: «Наверное, попросила бы отвезти меня из аэропорта в лес». Лес для меня - самый родной в России.
Поэтому балерина высадила на своем участке в Сан-Франциско березовую рощу. А еще построила небольшую православную церквушку - в честь бабушки.
Имей в виду
- Поступок Макаровой стоил главному балетмейстеру Кировского театра Константину Сергееву должности. Выгнали с формулировкой «за ослабление идеологической работы».
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов

