Почему неверный брак Плисецкой и Щедрина стал золотым

Плисецкая
На всех их фотосессиях перед нами - идеальная советская семья
Умер Родион Щедрин. «Большое «Щ» русской музыки, как называл его Андрей Вознесенский. «Сталинский вундеркинд», последний великий композитор эпохи, как говорят о нем сейчас. При всем этом в сознании миллионов усопший остался известен как муж великой Майи Плисецкой.

Они считались одной из самых красивых пар Советского Союза. Образцом лебединой верности и служению таланта друг друга.

Как гласят апокрифы, она была старше на несколько лет, но он так любил ее, что положил к ногам жены свой талант, своего ребенка, которого Плисецкая ему так и не родила. А когда горячо любимая супруга впала в немилость и коварный главный балетмейстер Большого театра Григорович пытался выжить приму из труппы, вмешался муж и написал великолепную «Кармен-сюиту». И подарил Майе Михайловне возможность еще на многие годы продолжить успешную карьеру на сцене.

Как писал в одном стихотворении Иннокентий Анненский, «Вот в этом палаццо жила Дездемона. Все это неправда, но стыдно смеяться». То же самое можно сказать в отношении Щедрина и Плисецкой.

Их союз был витриной, красивой картинкой. Выгодным сотрудничеством. Как на самом деле, никто уже и не скажет. Разве что обмолвится ненароком маститый журналист Сергей Николаевич в некрологе: «...он не мог простить миру, что его музыка никогда не могла соперничать со славой его жены и обожанием, которое ее окружало».

Отдалась в первый вечер

Их познакомила старая сводница Лиля Брик. Любовница Маяковского обожала собирать у себя творческих людей на музыкальные вечера. На одном из них 22-летний композитор и 29-летняя балерина встретились. Игра Родиона на фортепиано произвела на Майю впечатление.

Потом Щедрин по очереди развозил домой гостей хозяйки, «оставив Майю на закуску».

К тому времени он сочинил музыку к популярному фильму «Высота». Вся страна вслед за Николаем Рыбниковым распевала его «Не кочегары мы, не плотники». На гонорар, полученный за работу, начинающий мелодист купил себе автомобиль «Победа».

А после балерина позвала его на репетицию. Это сильно впечатлило мужчину. Все упражнялись кто в чем, а Майя была в эластичном купальнике, купленном у фарцовщицы.

Однажды в передаче «Пока все дома» Щедрин озвучил пикантную деталь их романа:

- У нас был друг... Если он выпивал 50 грамм водки, то бил жену за то, что она отдалась в первый же вечер. Так вот. Я Майю Михайловну за это не бил...

«Щедрин»
Щедрин на открытии памятника покойной супруге 20 ноября 2016-го. А между прочим, поговаривают, что у композитора остался внебрачный ребенок! А от кого это потомство, пока неизвестно 

Музыка власти

В недавно вышедших мемуарах младший брат Майи Михайловны Азарий Плисецкий этот союз описывает чуть ли не как расчет со стороны балерины. Брак с Родионом сулил ей выгоду. Он был самым молодым членом Союза композиторов. И именно его репутация позволила приме Большого театра стать более благонадежной в глазах номенклатуры.

Не секрет, что Плисецкой часто не хватало такта промолчать. Она злословила в адрес коллег, несла околесицу на эпоху, которая дала ей всё. В глупых и желчных мемуарах заявляла, что Сталин ничуть не лучше Гитлера, выказывала ханжеское презрение к советским людям. Зато чуть ли не эротически восхищалась Риббентропом, которого довелось видеть в детстве. Дескать, фашист был «сед, прям, породист», а на большом пальце «длиннопалых рук» сверкал бриллиант каратов на тыщу!

Щедрин же во время таких эскапад помалкивал. Он казался старше и мудрее взбалмошной пассии. Едва женившись, от имени Майи написал трогательное письмо Хрущеву. Очень убедительно рассказал, как завистники гнобят таланты, как Майя Михайловна борется за советскую власть, а на нее навевают завистники... В итоге расчувствовавшийся Никита Сергеевич прослезился и дал отмашку выпустить Плисецкую вместе с балетной труппой Большого на гастроли в Америку в 1958 году.

- Я всё делаю для Майи, - бил себя в грудь композитор.

Однажды присутствовавшая при этом Лиля Брик лукаво улыбнулась и похлопала Родиона:

- Да ладно, ты и себя не забываешь.

Многие пытались выставить Щедрина жертвой хищной собственницы Майи. Но Родион Константинович не был подкаблучником. Дал жесткий отпор собственной матери, которая женитьбу сына, мягко говоря, не приветствовала. Сумел обуздать некроткий норов супруги. И даже оградить ее от родни.

- У нее один большой недостаток: это ее семья, - говаривала Брик. И эту точку зрения Щедрин, похоже, разделял.

Сложный выбор

Помимо музыки к «Высоте», Щедрину принадлежат мелодии к фильмам «Коммунизм», «А если это любовь». Очень популярной в 60-е была песня «Татьяна», написанная для фильма «Нормандия - Неман». По сюжету ее исполнял русский летчик по прозвищу Татьяна. Причем история реальная, летчик с таким прозвищем действительно существовал, и его по ошибке убил французский товарищ.

Композитор говорил, что только работа в кино приносит ему настоящий доход. На деньги, полученные от саудтреков, он купил их с Майей главное жилье - трешку на улице Горького (ныне - Тверская), где они прожили 30 лет.

Обладая талантом к песенному творчеству, Щедрин не остановился на легком жанре. Когда представилась возможность, ушел в сложную музыку. Собственно, за этот выбор его и называют сегодня последним классиком эпохи.

Его музыкальное дарование заметили рано. Отец, композитор из круга Шостаковича, привил мальчику любовь к музыке и познакомил с нужными людьми. 15-летнего Родиона заметил и благословил популярный и авторитетный в ту пору Арам Хачатурян.

В двухтысячные, когда стало модно хаять советское, много говорили о том, что в прежние времена обрести популярность можно было только через народную тему. И якобы авангардный Щедрин был вынужден прикрываться ею.

- Какой надо иметь талантиЩЕ, чтобы из нашего дерьма и ужаса создать сокровиЩЕ!» - писал Вознесенский.

Оставим на совести поэта, что именно он считал «дерьмом». Кажется, Щедрин использовал народное и русское с большим удовольствием, ничем особенно не жертвуя и не кривя душой.

«Кровать
Кровать Майи Плисецкой. Но ночью спала она одна, у Родиона была своя квартира 

Авангард по-русски

Щедрин первым ввел в большое искусство частушку - жанр, считавшийся вульгарным и низким. Еще студентом он использовал сибирскую прибаутку «Балалаечка гудит» и «Семёновну» в своем Первом концерте для фортепиано с оркестром. После чего стал членом Союза композиторов РСФСР. Позже возглавил организацию и активно поддерживал молодых талантов.

В 1960-х создал популярный концерт для симфонического оркестра «Озорные частушки». Его творчество обогатило фольклор: фраза «Где-где? В Караганде!» стала известной благодаря опере «Не только любовь».

Успех ему обеспечили «Ленинианы» - сочинения о Владимире Ильиче, которые он создавал до 1980-х. Когда позже Щедрину предъявляли за это претензии, он объяснял, что, во-первых, ему надо было как-то жить, во-вторых, это была дань уважения стране, которая его взрастила, а в-третьих, «Ленинианы» позволяли заниматься любимым авангардом.

Мемориал страсти

Пару лет назад Родион Константинович присутствовал на открытии мемориальной квартиры Майи Плисецкой. Свое жилье на Тверской, купленное на киногонорары, он тогда подарил Бахрушинскому театральному музею.

Обстановка жилища потрясала. Это была словно капсула времени из 90-х. Стол с хохломой, советская стенка, духи «Бандит», отдающие жженой резиной. В баре сохранились недопитое хозяином спиртное.

Сотрудники музея ютились на кухне, возле зеленого холодильника, привезенного из японской загранки, и разговаривали шепотом:

- Тяжелая атмосфера. Будто Маечка Михайловна не хочет...

Кстати, музейщики тогда рассказали, что через стену от подаренной трешки расположена еще одна квартира, принадлежавшая композитору. Он купил ее вскоре, чтобы заниматься на фортепиано и не мешать Плисецкой. И эти квадратные метры музею он не передал.

… Щедрин и Плисецкая уехали из России в 90-е. Получили литовское гражданство и приобрели там некий замок. Потом - осели в Мюнхене. В разных интервью говорили, что снимают небольшую квартирку и не шикуют.

Почему именно Мюнхен - долго оставалось загадкой. И лишь недавно начала просачиваться информация. Мол, преданный муж Щедрин переехал в Мюнхен… поближе к любовнице.

«Мария
Мария Шелл сходила с ума в объятиях страстного Родиона 

Роман с привкусом драмы

То, что Майя Михайловна имела кучу любовников и гуляла от мужа направо и налево, ни для кого не секрет. Щедрин же своих пассий скрывал. И в редких откровениях журналистам осуждал мужчин, бравирующих своими победами, считая это позорным.

Меж тем еще в 1970-х он завел тайный роман в Мюнхене. Его избранницей стала блистательная актриса Мария Шелл - состоятельная дама с обширными связями, искренне восхищавшаяся Плисецкой и по уши влюбленная в ее мужа.

Их отношения длились долго, видимо, с благословения спецслужб и, как ни странно, самой Майи Михайловны. Она грезила заграницей, любила роскошь и подарки, которые получала в том числе благодаря любовнице мужа.

Плененная страстью, немка снабжала Щедрина деньгами, водила по магазинам, открывала нужные двери... В Германии купила квартиру и оборудовала там для него дорогущую студию. По крайней мере, об этом пишет в воспоминаниях Наталья Андрейченко. Наша «Мэри Поппинс» владела всеми подробностями, поскольку была супругой брата Мэри.

По слухам, немка лично подготовила отъезд на ПМЖ. Щедрин обещал на ней жениться, называл брак с Майей формальностью. Но после переезда поступил как холодный делец. Об обещании забыл, а несчастная актриса, по словам Андрейченко, принялась горстями глотать таблетки, держа в руке портрет Родиона.

«Он придет. Надо ждать» - гласила запись в дневнике.

Впрочем, Мэри выжила и написала обо всем в интересных мемуарах.

- Она все преувеличила, - отозвался на них Щедрин.

«Максимилиан
Максимилиан Шелл с сестрой Марией 

Последний аккорд

Троица прожила еще долгие годы. Плисецкая ушла из жизни в 2015-м. Щедрин называл ее своей жар-птицей, верной соратницей. В эмиграции Майя Михайловна отошла от дел, зато у Родиона Константиновича открылось второе дыхание.

Получил Госпремию за оперу по Лескову, создал несколько произведений на основе творений русских авторов и вызвал скандал постановкой по «Лолите» Набокова. Феминистки негодовали, считая, что композитор оправдывает Гумберта и не видит в нем извращенца.

По словам Соломона Волкова, на закате жизни Щедрин популяризировал за рубежом романс «Очи черные», включив его в имевшую в Штатах успех оперу «Очарованный странник».

Как справедливо отметил один из блогеров, композитор до конца оставался уникальным творцом. Казалось бы, должен был забронзоветь и кануть в Лету, но нет. В последние годы Валерий Гергиев активно ставил произведения Щедрина в Мариинском театре.

- Быть авангардным и новым - не так уж сложно, - признавался Родион Константинович. - Гораздо труднее остаться в памяти.

И ему это удалось. Несмотря на разговоры, что в преклонном возрасте он потерял зрение, Щедрин сохранял бодрость духа и живой интерес к жизни, избегая позерства. Поэтому оговорка Первого канала «ему было всего 92 года» звучит вполне уместно.

Вместе в вечность

Когда стало известно завещание Плисецкой, общественность пришла в негодование. Балерина распорядилась: «Тела наши после смерти сжечь. Когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией».

Зевак особенно вымораживало, что она «позаботилась» и о благоверном, пожелав развеять его вместе с собой, как индийскую жену. Щедрина даже жалели. Но Родион Константинович, похоже, против своей посмертной участи не возражал. Хотя народ возмущается. Мол, а почему нам это должно падать на голову, мы такого согласия не давали.

Тем не менее тело композитора сожгут, смешают с прахом его жены, который десять лет простоял в Мюнхене на фортепиано, и пустят по ветру.




*Организация запрещена на территории РФ

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов