Евстигнеев хохотал до слез, а цензоры были в ярости: как Быков придумал самый уморительный момент фильма «По семейным обстоятельствам»

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам»

Ролан Антонович умел даже в самых сложных условиях сделать так, чтобы фильм с его участием превратился в шедевр.

Не зря Ролана Быкова называют легендой советского кинематографа. Он относился к тому редкому типу артистов, которые запросто могли обыграть роль так, что даже самый заурядный сюжет тут же превращался в шедевр. На площадке Быкову чаще всего было позволено все — режиссеры и вся съемочная группа понимали, что это гений, который совершенно точно знает, что делает.

В 70-х годах режиссеры буквально охотились за Роланом Антоновичем. На тот момент он был одним из самых известных и востребованных артистов Советского Союза и, как правило, одновременно работал сразу в нескольких проектах. Режиссёр Алексей Коренев в то время как раз начинал снимать свою легендарную комедию «По семейным обстоятельствам». Он знал, что на одну из ролей совершенно наверняка позовет Быкова.

Фильм «По семейным обстоятельствам» 

Творец хотел, чтобы артист сыграл горе-логопеда с дефектами речи. Ролан Антонович согласился, однако на берегу заявил, что страшно занят, а потому сможет уделить съемкам в фильме всего один день своего драгоценного времени. На том и сошлись. Режиссёр и Быков пожали друг другу руки и отправились снимать.

Ролан Антонович сразу заявил съемочной группе, что у них есть одна попытка на то, чтобы снять шедевр. Параллельно актер зубрил сценарий в коридорах «Мосфильма» и готовился к выходу на площадку. Когда Быков появился в кадре, все замерли — настолько волнительным был момент, ведь права на ошибку не было ни у кого.

Фильм «По семейным обстоятельствам» 

Ролан Антонович с присущей ему гениальностью настолько филигранно и уморительно выдал текст, что Коренев понял — на глазах родился шедевр. Из-за сильно сжатых временных рамок актер, разумеется, не мог чисто физически идеально запомнить текст. Пришлось импровизировать и легендарные «фефекты речи» в том числе стали плодом его фантазии. Причем Быков сыграл настолько убедительно и уморительно, что сидевший рядом с ним в кадре Евгений Евстигнеев тут же залился смехом до слез.

Разумеется, Коренев оставил эпизод именно в таком виде. Оценили все, кроме цензурной комиссии. Наверху решили, что таким незамысловатым образом Быков поиздевался над самим Брежневым, у которого были вполне себе реальные дефекты речи. Политика часто дразнили за этого. Фильм Коренева обозвали за это «легковесным», но, к счастью, запрещать не стали.