31 декабря 2013 года в возрасте 90 лет ушла из жизни советская и российская киноактриса и художница-живописец Лидия Вертинская. Кто-то помнит ее как одну из жен Александра Вертинского, но, безусловно, в памяти народа она осталась и как звезда фильма «Королевство кривых зеркал».
Режиссер Александр Роу всегда ответственно подходил к съемкам своих киносказок. Не бывало такого, что актерский состав был идеальным, а на декорации и съемочные локации всем было все равно, и наоборот. Так что когда речь зашла об экранизации «Королевства кривых зеркал» Виталия Губарева, Роу со своими коллегами начали бурную работу.
Особенностью этого проекта было то, что в нем было много отрицательных персонажей. Но, разумеется, особенно выделялась Анидаг (Гадина) в исполнении Лидии Вертинской. Она выделялась не только красотой, но и своим характером. Причем не только в кадре, но и в жизни тоже.
Роу с его командой пришлось нелегко. Если уж Вертинская отказывалась от какой-то задумки режиссера, заставить передумать ее было практически невозможно. А ведь по профессии она не была профессиональной актрисой, и не каждый на ее месте позволил бы себе такие выкрутасы.
«Она была какой-то неземной красоты с абсолютно необычной инфернальной внешностью и неожиданно новым для кинематографа лицом. При этом Лидия работала как художница, и с актерской точки зрения кино ее не очень интересовало», — писал журналист и режиссер Давид Шнейдеров.
Может, поэтому Вертинская позволяла себе спорить с Роу. К примеру, в известной сцене погони, когда Анидаг мчится в повозке, нужно было действительно нестись по горам. Актриса согласилась сесть на коня, но вот рисковать своей жизнью на не самой безопасной местности отказалась. В итоге в кадр оправили буфетчицу, согласившую стать дублершей звезды, и все закончилось ЧП — колесо наехало на камень и повозка опрокинулась. В другой раз Вертинская отказалась ползти по-змеиному, хотя даже Роу не постеснялся лечь на землю и все показать на собственном примере. «Это уже слишком!» — заявила актриса и удалилась с площадки. Была еще одна сцена, когда Лидия Владимировна все же согласилась на уговоры режиссера и в одном из эпизодов села на осла, вместо коня. И вот чем это обернулось по воспоминаниям самой Вертинской:
«Всю дорогу он оглядывался на меня, скалил зубы и норовил укусить за ногу. Не знала, что у ослов бывают такие длинные острые зубы!»