Пиратов - на абордаж!

Обуздать сомалийских разбойников могут всего несколько сторожевых кораблей






Леонид ИВАШОВ

Леонид ИВАШОВ


Обуздать сомалийских разбойников могут всего несколько сторожевых кораблей.


Только за этот год сомалийские корсары захватили 65 торговых судов и получили выкуп за них в $30 миллионов. А последний трофей морских бандитов просто поражает воображение - танкер с нефтью стоимостью $100 миллионов. При этом совершенно непонятно, почему мировое сообщество со всей своей военной мощью не может с пиратами справиться? С этим вопросом мы обратились к президенту Академии геополитических проблем, генерал-полковнику Леониду ИВАШОВУ.


- Леонид Григорьевич, почему против бандитов не послать авиацию? Разбомбили бы их на суше, и делу конец.
- Видите ли, не понятно, кого там бомбить. Сомали как государство практически не существует. Их президент контролирует лишь столицу Магадишо и часть южной провинции.




А все остальное - десятки племенных образований, нищета, анархия. Неудивительно, что такое место притягивает огромное количество криминальных элементов. Они выходят в море на легких лодках, отследить их приготовления заранее невозможно.
- Что же тогда делать?
- Одному государству решение не под силу. Здесь требуется поручение ООН своему военно-штабному комитету. Он определит, сколько заинтересованные государства должны выделить для этого эсминцев, «сторожевиков», катеров. Корабли должны охранять маршруты движения, блокировать порты, из которых возможно нападение. Взять под контроль Аденский залив, Бабельмандебский пролив.






Если бы все разбойники поднимали «веселого Роджера», следить за ними было бы легче

Если бы все разбойники поднимали «веселого Роджера», следить за ними было бы легче

- Там ведь огромные водные пространства! Как же это возможно?
- Уверяю вас, при четкой организации и современных средствах связи для этого можно обойтись семью-десятью сторожевыми кораблями плюс легкие катера. Они могут базироваться в сомалийском порту Бербера или йеменском Адене. А, скажем, на острове Сокотра можно расположить эскадрилью вертолетов.
- Кто же все это должен оплачивать?
- В безопасном судоходстве заинтересованы многие богатейшие корпорации. Вот пусть они и раскошелятся. Но и государства должны внести свою лепту. Думаю, что Саудовская Аравия не откажется оплачивать охрану своих судов - терять стомиллионные танкеры даже им не по карману.






За супертанкер требуют выкуп в $ 25 млн.

За супертанкер требуют выкуп в $ 12 млн.


Галактика наносит ответный удар


8 декабря у побережья Сомали начнется военно-морская операция против пиратов. Решение приняли министры иностранных дел и обороны 27 стран Европейского союза.


Всего будет задействовано от шести до десяти боевых кораблей. Координировать свои действия они собираются с военными структурами НАТО и в первую очередь США. Командовать операцией назначен британский вице-адмирал Филипп Джонс.
Получено разрешение применять любые средства: при необходимости вести огонь на поражение, задерживать морских разбойников, интернировать подозреваемых в преступлении в третьи страны.
До настоящего времени боевые корабли России, США, Франции, Испании, Италии, Индии, ФРГ, Греции, Великобритании и Турции обеспечить безопасность судоходства у берегов Сомали и прежде всего в Аденском заливе так и не смогли.






Зона боевых действий против пиратов и предполагаемые места базирования кораблей и авиации стран ЕС

Зона боевых действий против пиратов и предполагаемые места базирования кораблей и авиации стран ЕС