Сергей Миронов: Сытый голодного не разумеет. Необходимо законодательно ограничить торговую наценку на основные продукты питания
Почему в России постоянно растут цены на продукты питания и что должно сделать государство для стабилизации ситуации на рынке продовольствия?
С моей точки зрения, государство не проявляет необходимых экономических и правовых мер воздействия на наших ретейлеров, на наши крупные торговые сети. Не могу не отметить, что реальные собственники этих сетей - зарубежные компании. Даже там, где есть значительная доля наших собственников, все равно рычаги управления не у нас.
Крупные торговые сети заняли монопольное положение на российском рынке и диктуют цены на продовольствие. Существует огромное количество схем, которые позволяют торговым сетям снимать самый «плодородный слой» с нашей экономики в ущерб покупателям и переработчикам продукции АПК.
Кроме того, за последние четыре года федеральные сети полностью поглотили все региональные. Они произвольно формируют и диктуют цены, и если производителю блокируется вход в торговые сети, то он вынужден закрываться.
Наша страна должна обладать ресурсами для того, чтобы найти возможность улучшить положение производителей и сдержать цены для потребителей. Пора наводить порядок на рынке.
В целях предотвращения необоснованного завышения цен на продукты питания и резких скачков таких цен, а также в целях поддержки граждан фракция «Справедливая Россия» внесла в Государственную думу проект Федерального закона «Об ограничении розничных торговых наценок на продовольственные товары первой необходимости».
Законопроектом устанавливается положение, согласно которому в отношении отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости при реализации их торговыми сетями на территории Российской Федерации устанавливаются предельные торговые наценки. При этом размер предельных торговых наценок устанавливается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, но не более 20 процентов к отпускной цене организации оптовой торговли указанными товарами и не более 50 процентов к фактической отпускной цене производителя таких товаров.
Также в проекте Федерального закона закрепляется перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, на которые может быть установлено ограничение вышеуказанной торговой наценки: говядина, свинина, баранина, куры, рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая - ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.
Кроме того, в целях недопущения образования дефицита на указанные социально значимые продовольственные товары первой необходимости проектом Федерального закона устанавливается, что Правительство Российской Федерации вправе осуществлять поддержку розничной торговли указанными товарами за счет средств федерального бюджета в порядке и в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации.
Также фракцией «Справедливая Россия» предлагается еще один законопроект, согласно которому Правительству РФ вменяется в обязанность в случае существенного удорожания розничных цен на продукты первой необходимости установить предельно допустимые цены.
Принятие наших законодательных предложений и готовность Правительства РФ проявить политическую волю в контроле за ценами на товары первой необходимости умерит аппетиты торговых сетей, и самое главное, сделает богаче рацион россиян и сэкономит их деньги.
Сергей Миронов, лидер партии
«Справедливая Россия - Патриоты - За правду»