Русских собираются споить

Повышение акцизов на пиво приведёт к окончательной алкоголизации общества

Михаил ДЕЛЯГИН

Михаил ДЕЛЯГИН

Повышение акцизов на пиво приведет к окончательной алкоголизации общества.

В России началась новая антиалкогольная кампания. На правительственном совещании по предотвращению распространения алкоголизма в стране обсуждалась возможность введения госмонополии на производство спирта. Также к внесению в Госдуму готовится проект нового повышения акцизных ставок на алкоголь. Если его примут, то в России значительно подорожают легкие спиртные напитки. Не сопьются ли от этих «реформ» наши соотечественники? С таким животрепещущим вопросом алкогольный обозреватель «Экспресс газеты» Владимир КАЗАКОВ обратился к директору Института проблем глобализации Михаилу ДЕЛЯГИНУ.

- Само по себе повышение акцизов - рутинная часть нормального бюджетного процесса. Но сопоставление роста акцизов на водку и пиво производит шоковое впечатление: если акцизы на водку предполагается увеличить на вполне понятные 20 процентов, то акцизы на пиво - сразу на 200, то есть в три раза.

Подобный скачок приведет к его заметному удорожанию - до 3,5 рубля за бутылку пива. Результат - сокращение производства и потребления пива, причем за счет роста не трезвости, а потребления водки.

Таким образом, под громовые раскаты официальной пропаганды о едва ли не новой антиалкогольной кампании налицо ровно противоположное: качественное усиление спаивания населения нашей Родины переводом его со слабых напитков на крепкие.

- Ситуация напоминает горбачевскую кампанию.

- Никакой кампании и тем более политики как таковой еще нет - есть несколько рекламных заявлений, и вполне возможно, что все ими ограничится. Ведь забыты уже почти все громкие заявления наших руководителей - и «кто нас обидит, три дня не проживет», и ставшее нарицательным «удвоение ВВП», а некоторые, как обещание снизить инфляцию до трех процентов в год, и вовсе начинали замалчивать сразу же после произнесения, потому что сразу же понимали, что это глупость.

Что же касается Горбачева, то во время той антиалкогольной кампании бюджету страны был нанесен сильнейший удар. Уничтожили уникальные виноградники в Крыму. Некоторые сорта потом толком восстановить так и не удалось. Помнится, были даже самоубийства среди виноделов, посвятивших свою жизнь этим виноградникам.

Но не стоит забывать и того, что во многом именно благодаря антиалкогольной кампании в нашей стране существенно выросла рождаемость и целое «поколение Горбачева», родившееся в 1986 - 1990 годах, до сих пор поддерживает демографическую ситуацию. Не будь антиалкогольной кампании, эти молодые сегодня люди просто не появились бы на свет.

- Вы думаете, что сейчас девушки, пьющие алкогольные коктейли и пиво у метро, стадом бросятся рожать?

- Что там у них родится, если родится вообще, - это большой вопрос. Какая неопознанная химия содержится в алкогольных коктейлях? Как она действует на мозги? И как она действует на мозги в сочетании с алкоголем? Товарищ Онищенко, ау, где вы? Главный санитар вообще знает, что производится в стране? Я думаю, было бы неплохо его в принудительном порядке напоить одной из этих банок со слабоалкогольными коктейлями и после этого отправить на осмотр к врачам.

- Зато все знают, что благодаря рекламе пива, мы можем смотреть футбол.

- Когда я слышу, что без любимой пивной рекламы я не смогу смотреть футбольные матчи, меня начинает трясти от этой лжи. Что, в СССР, в ранней России мы не смотрели футбол? А с другой стороны, я готов больше не смотреть футбол по телевизору, лишь бы не видеть этих девочек, которые в девять утра сосут у метро пиво.

- Но все акцизы так или иначе идут в госказну. Чиновники верят, что повышение акцизов поможет помочь нашему бюджету.

- Водочная промышленность, насколько можно понять, контролируется государством настолько слабо, что сообщения о резком росте или сокращении производства водки не надо понимать буквально. Скорее всего, это означает лишь рост или сокращение легального производства водки - и соответственно сокращение или увеличение нелегального.

Акцизные марки и прочие наклейки не спасут от поддельного алкоголя. Если вы на что-то наклеиваете клочок бумажки и думаете, что таким образом победили преступность, вам пора идти работать в правительство РФ. Причем сразу на должность министра или заместителя - на более низком уровне даже там нужны все-таки грамотные люди.

- Что же делать? Как победить зеленого змия?

- Любая антиалкогольная политика должна решать минимум три задачи.

Первая - снижение средней крепости потребляемых напитков. Потому что получить одну и ту же порцию алкоголя через вино и пиво значительно сложнее, чем через водку или спирт.

Вторая задача - привитие «культуры употребления спиртных напитков». Безумной глупостью горбачевской кампании была война, объявленная так называемому культурпитейству. Простой пример: больше всего пива в мире выпивает Чехия - правда, с учетом наших туристов. А пивного алкоголизма там заметно меньше, чем у нас. Причина проста: люди привыкли пить пиво культурно, в соответствующей обстановке, с правильной закуской.

И наконец третья и главная задача любой антиалкогольной политики - возвращение людям смысла жизни. Ведь алкоголизм, как и все формы суицида, - это болезнь ощущения бессмысленности своего существования.

К сожалению, сейчас о второй и третьей задачах, о культурном питье и возврате смысла жизни никто даже и не заикается.

Реальные действия мы видим только в отношении первой задачи, причем в строго противоположном направлении. Ведь увеличение акцизов на пиво, в десять раз большее, чем на водку, сталкивает людей с потребления пива на употребление водки.

- Если я правильно понял, то вы предлагаете, чтобы водка стоила дорого.

- Да. Мне очень нравится шведская система. Шведский социализм вырос из алкоголизма, который постепенно развился после того, как Швеция во главе с Карлом XII потерпела поражение от Петра I. Страна постепенно приходила в упадок, активные люди поколениями эмигрировали вплоть до Америки, а оставшиеся начали спиваться. И шведы обнаружили, что у них рождается большой процент «праздничных детей» - с теми или иными отклонениями из-за пьянства родителей. Генофонд был расшатан, как у нас в Зеленограде, где сосредоточили оборонные предприятия с высокими зарплатами, а то и доступом к спирту, а кинотеатр построить забыли. Генетики тогда еще не было, но шведы поняли, что надо «разбавить плохую кровь» привлечением всех, кто захочет жить в тогда небогатой и не очень привлекательной с точки зрения климата стране. А заодно что-то придумать с торговлей алкоголем.

 Русский обычай - выпитую бутылку со стола переставлять на пол - в Швеции лучше не практиковать: могут подумать, что вы тихий алкоголик и привыкли, лежа на кровати, смотреть телевизор, пить и бутылку ставить на пол.

 Сейчас там алкоголем торгует государство - в специализированных магазинах. И в этих магазинах вы можете взять каталог огромной толщины с описанием вин, которые там есть. И вы, когда начнете читать, купите это вино вместо водки просто из интереса. А если купите водку, то вам на работу может прийти «телега»: мол, ваш работник купил крепкий напиток, обратите внимание, все ли у вас в порядке с кадрами. Информационное общество, что поделать.

Михаил ДЕЛЯГИН

Михаил ДЕЛЯГИН

Самогон – напиток настоящих патриотов

- Отличная идея! У вас было похмелье от вина, что вы так говорите? Вы вообще хоть раз напивались по-человечески?

- Это вы льстите таким образом? Знаете поговорку: «Профессиональное заболевание американских менеджеров - шизофрения, японских - переутомление, российских - алкоголизм»?

Я, когда служил в армии, различал на вкус 28 сортов бражки, а сейчас уже даже не могу припомнить названия... А названная вами особенность сухого вина - тяжелое похмелье - с точки зрения борьбы с алкоголизацией и приучения людей к культурному питью является его большим преимуществом. Хотя, конечно, многое зависит от индивидуальной физиологии, но сухое вино - наиболее культурный и потому безопасный напиток. Его один раз перепьешь и больше превышать норму не захочешь.

Однако самое вкусное, что я пил в своей жизни, - это самогон. Наливал его один выдающийся культурный деятель и краевед в городе Раков, в Белоруссии. Я скептически отношусь к крепким напиткам, но это было так вкусно, что я проявил невежливость и выпил, сколько было можно. Думаю, если на кремлевском приеме поставить такой самогон, то послы, наплевав на все тонкости протокола, будут толпиться у столика с ним весь вечер, и у этого столика можно будет договориться с кем угодно о чем угодно.

Но, увы, у нас происходит анекдотическая вещь. На официальных кремлевских приемах подаются иностранные алкогольные напитки. Это стыдно. Руководство страны должно пить наши напитки, носить наши часы, ездить на нашей машине - тогда, кстати, и стимул появится делать все это нормально. Не соблюдать эти правила, когда у нас пока еще есть свои виноградники, часовые заводы и автопром, просто неприлично. Не говоря уже о том, что непатриотично.

- Право слово, смешно слушать. Про часы, машины я молчу, но вы считаете, что наше вино можно пить?

- Я не считаю, я пью: нормальные столовые таманские вина. Их никто не фальсифицирует - они дешевы. Можно сделать лучше, более сложные вина - было бы желание, освоили же молдаване производство «Амаро» по итальянской рецептуре. А еще в 1937 году начали делать советское шампанское и премию Сталинскую за него дали в 1942 году - в самое тяжкое время войны, потому что думали и о том, чем цивилизованно отмечать Победу, а не абы как.

Почему сейчас нет новых прорывов в виноделии? Да очень просто: задачи не поставили. Мысли такой нет ни у государства, ни у зашуганного им бизнеса.

А почему государству не сказать: «Мужики, вы за 20 лет делаете великое вино - по-настоящему великое, лучшего мирового уровня, а мы на это время освободим эти ваши работы, но только их, от налогов. Но потом пригласим лучших энологов мира, и, если они не скажут, что вино вышло действительно великое, пеняйте на себя, заплатите все налоги, включая штрафы за плохое настроение».

И ведь наши сделают, поверьте. Это станет смыслом их жизни, потому что русского человека, у которого есть смысл жизни, еще никто ни разу не смог остановить.

У меня был хороший знакомый - немец, бизнесмен, занимался у нас строительством. И вот приходит на свой объект, а рабочие спят: мол, гвоздей нет, и иди ты лесом. Он на машине метнулся в соседний магазин, через час вернулся, шваркнул им ящик с гвоздями под ноги и произнес фразу, которую я никогда не забуду: «Когда вам надо было, вы до Берлина дошли».

 Вот в этом и есть наша национальная идея - чтобы нам было надо! Нужно просто поставить задачу - и при этом, среди прочего, проповедовать культурное питье пусть даже самогона. Ведь заметьте: те, кто гонит самогон, крайне редко являются алкоголиками, хотя пьют много, потому что знают меру. А в виноградарских странах почти нет алкоголиков: в Италии, Испании, Грузии, - там люди с молоком матери впитывают, сколько вина можно пить, а на чем надо останавливаться. И нам тоже нужно развивать эту культуру, ведь вино - это жидкая радость.

Ну и пропаганда должна быть вменяемой, чтобы не показывать героев-милиционеров, которые, сделав свое тяжкое дело, причем с нарушением при этом полутора десятков статей Уголовного кодекса, садятся и доблестно бухают водку на газетке под килечку. Такие образцы не нужны: ведь общество копирует то, что видит по телевизору.

Меняйте политику. Запретите рекламу пива и водки к чертовой матери! Вообще везде, кроме глянцевых журналов пусть Рублевка спивается, если хочет, а народ не трожь!

- Ну нет в России вина, а иностранное стоит в пять, десять раз дороже, чем в стране-производителе! Это ведь грабеж среди бела дня. Где наш хваленый антимонопольный комитет?

- Наше столовое - есть. А антимопольная служба, как изящно высказывался в моей школе заместитель директора по воспитательной работе, - у основания хвоста. Потому что, когда коррупция является смыслом существования государства и его основной функцией, протестовать против нее можно, а вот всерьез бороться с ней уже нельзя.

Михаил ДЕЛЯГИН

Михаил ДЕЛЯГИН

Мы сосем пиво, а пивовары сосут наши деньги

- Вот вы экономист. Объясните мне, дураку-алкоголику, почему российское пиво в разы дороже европейского. Чешское пиво в пражском магазине стоит от 12 рублей, причем бутылку обратно принимают за пять. Но в Чехии и вода дороже, и бензин, и работяга на заводе получает втрое больше нашего, и пиво вкусней в десять раз, а дешевле вдвое-трое. Почему?

- Потому что у чешских производителей пива нет замка в Швейцарии, а часто и в Чехии нет, а у наших есть и там, и там, и еще, думаю, кое-где. Они хотят из вас сосать деньги и будут, а государство им в этом поможет.

У нас же в каждой точке продажи монопольная наценка, а наше государство принципиально не борется с монополиями. Ведь если торговые точки не будут злоупотреблять своим монопольным положением, то с чего они будут платить взятки? Переплачивая на каждом шагу, мы должны знать, что деньги идут не только продавцу, но и чиновнику, который разрешил ему торговать, и гаишнику, что остановил фуру по дороге от завода, санинспектору, пожарному, всем этим замечательным симпатичным людям, а главное - их намного менее симпатичным начальникам.

- Я так понимаю, что вы предлагаете перевести россиян с пива и водки на вино. Своего у нас нет. Но если правительство думает о народе, тогда почему бы не снизить акцизы на импортное вино. Я был в Европе, там бутылка нормального вина стоит сто рублей на наши деньги. В конце концов давайте больше покупать молдавского, черт с ними, - грузинского.

- У нас самая главная проблема, что алкоголь воспринимается не как способ обеспечения радости жизни, а как социальный анаболик - чтобы забыться и не думать о своей жизни и перспективах своих детей. Естественно, для этого народ пьет водку, а вино, которое является инструментом радости, популярностью не пользуется.

 Да, мы своего вина производим мало, но уже производим, и в этом отношении позитивную роль сыграло эмбарго на ввоз молдавских и грузинских вин, хотя оно было вызвано политическими причинами и в целом мне не нравится.

К моему стыду, мы вели себя по отношению к соседям не очень хорошо. Молдавия живет, помимо гастарбайтеров, за счет экспорта вина. Там националисты, демократические фашисты в свое время уничтожили почти всю промышленность не только потому, что стихийно распадались хозяйственные связи, но и как пережиток колониализма. И после этой несчастной винной блокады мы поначалу (сейчас это уже исправлено) пустили на свой рынок не все молдавские вина, но только вина, производимые частными хозяевами, то есть вырабатываемые на предприятиях, которые уже куплены или могут быть куплены российским капиталом. А вот одно из лучших молдавских предприятий - Криковские подвалы, государственное и всегда будет государственным, потому что объявлено государственным достоянием. И вот именно их вина не пускали в Россию, хотя по качеству они из лучших.

Логика была простой: раз наш бизнес никогда не сможет купить это предприятие, значит, мы его продукцию не будем пускать на свой рынок. Но это тот протекционизм, который оборачивается себе дороже в конечном счете, и хорошо, что мы исправили этот перегиб.

А с грузинами вообще беда. Там почти голод, и крестьяне, не имея возможности продавать вино, вырубают лозу и сеют пшеницу. Это культурная трагедия, и, как бы я ни относился к их безумному президенту, мы невольно, но приложили к этой трагедии руку.

- А зачем они нам отраву под видом вина поставляли?

- Отраву делали у нас и клеили на нее у нас же грузинские этикетки. Те наши бюрократы и силовики, которые все это крышевали, заслужили многое; я бы их в Южную Осетию послал в качестве гарнизона, да вот беда, гарнизон, боюсь, будет по численности больше мирного населения.

Основная часть грузинского вина, которое у нас продавалось, делалось из молдавских виноматериалов, в том числе в Подмосковье. Ведь «Хванчкару» можно было купить в любом киоске, а настоящую в советское время, помните, самолетом не всегда успевали довезти!

- Мне абхазы рассказывали, что все их вина тоже делаются из молдавских виноматериалов у нас. Сами абхазы абхазское вино в бутылках никогда не покупают. Говорят, нет такого вина.

- Да что нам кивать на грузин, молдаван. Есть дагестанский коньяк. Дагестанцы рыдают уже десять лет с того момента, когда начали его производить: коньяк прекрасный, но в Москве в нормальном магазине его не купить. Потому что в Москве и других крупных российских городах действуют, насколько можно понять, очень жесткие торговые мафии. Им надо максимально завысить стоимость продукции. Поэтому они продают черт-те что, вплоть до восстановленного из порошка вина, под самыми красивыми этикетками и по запредельным ценам. А водку порой можно купить за 35 рублей, причем не осетинскую и не паленую.

Италия, по-моему, - единственная страна в Европе, где законом запрещено делать вино из порошка. Оно может быть хорошим или плохим, но оно настоящее. Вот, если молоко из порошка, то по нашему закону надо писать, что это «молочный напиток», а на вине из порошка почему-то никому в голову не приходит писать «винный напиток».

- Причем только у нас. Европейцы отмечают из чего вино.

- Вернемся к Молдавии - беднейшей стране Европы. Чуть ли не первое, что сделали их коммунисты, когда пришли к власти в забытом 2001 году, - обязали каждый завод, производящий даже вино, поставить оборудование, которое про каждую произведенную бутылку немедленно по Интернету сообщало в министерство налогов и сборов. Это сделали молдаване долгие годы назад! А наше начальство только щеки надувает на ширину плеч, благо многим это совсем не трудно, а больше ничего не может сделать! И ведь не потому, что мы такие раздолбаи, а потому, что любой порядок, любой контроль помешает коррупции, которая давно уже стала, насколько можно судить, национальной религией правящего нами и владеющего нашей страной класса чиновников.