Железный занавес

Если Россия останется наедине с собой, то быт людей будет напоминать 30-е годы прошлого века
Изоляция от остального мира быстро приведёт к тотальному дефициту

Изоляция от остального мира быстро приведёт к тотальному дефициту

Если Россия останется наедине с собой, то быт людей будет напоминать 30-е годы прошлого века

Главная тема разговоров сейчас - дорожание продуктов и замена отечественных импортными. Первый неурожайный год показал, что наше сельское хозяйство, которое экономисты называют единственной отраслью, выигравшей от развала СССР, не способно прокормить население страны. Что уж говорить о других еще менее благополучных отраслях. Мы вынуждены закупать практически все. И если вдруг Запад объявит России экономическую блокаду, а на страну вновь опустится «железный занавес», то Россия попадет в эпоху тотального дефицита, гораздо худшую, чем времена застоя. Нефть-то с газом ни есть, ни носить не будешь. На эту тему поразмышлял директор Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН.

Если представить себе прекращение по каким-то причинам завоза товаров в Россию из-за рубежа, мы увидим, что два десятилетия «либерально-демократических реформ» были на самом деле двумя десятилетиями национальной катастрофы. Ибо без импорта российская экономика попросту не сможет существовать.

Да, конечно: современные страны - не Робинзоны Крузо. Они должны участвовать в международной торговле, продавая то, что умеют делать хорошо, и покупая на вырученные деньги то, что делать не умеют или не хотят.

Беда в том, что за исключением разработанного еще в советское время оружия мы продаем не плоды своего труда, а сырье или продукцию первого передела - то есть дары пока еще своей природы. Покупаем плоды чужих рук и ума.

В результате зависимость России от импорта многократно превышает аналогичную зависимость Советского Союза даже худших застойных лет.

Нечего есть

Прекращение импорта прежде всего приведет к массовому повсеместному голоду, ибо наша страна импортирует более трети продовольствия, а по мясу, например, более половины.

Совершенно катастрофическим является уровень зависимости в некоторых отраслях химической промышленности. Прекращение импорта реагентов приведет к остановке ряда важных производств и к подлинным катастрофам на других.

Принципиально важно, что все большая часть продукции машиностроения, до военной техники включительно, из-за уничтожения российских производств закупается за рубежом. Совсем недавно было сообщено как о выдающемся достижении о закупке у немецкой фирмы «Сименс» вагонов электричек! Об автомобилях, якобы производимых, а на самом деле собираемых из импортных комплектов деталей, в России не приходится и говорить, равно как и о пассажирских самолетах и энергетическом оборудовании.

Уничтожение российских производств, массовая деиндустриализация привели к высочайшей зависимости России от импорта: даже ограничение его, например, в результате введения каких-либо санкций может привести к катастрофическим последствиям. Причем совсем не нужно ждать полного износа недавно установленного оборудования - вполне достаточно будет прекращения импорта запчастей и необходимых расходных материалов.

Существенно и то, что многие виды техники, например самолеты, поставляются в Россию уже бывшими в употреблении. Соответственно, они нуждаются в сравнительно быстрой замене, которой из-за прекращения импорта не будет.

Нечем лечиться

В России в принципе отсутствуют собственные современные производства, основанные на технологиях, которые стали развиваться уже после распада Советского Союза. В частности, в нашей стране нет производства своей компьютерной техники, вообще не производятся мобильные телефоны.

Поэтому прекращение импорта сначала приведет к прогрессирующему отставанию в уровне развития технологий, а затем по мере износа и выбытия недолговечной, в общем-то, техники к стремительному провалу нашего общества обратно в докомпьютерную эру, а с учетом общего масштаба импортного оборудования - и в эпоху до массового распространения электричества: в тридцатые годы прошлого века.

Форсированная деградация коснется всех сфер общественной жизни. Значительная часть используемой в нашей стране бумаги является импортной, хоть и производится из нашего леса, и, соответственно, ограничатся даже возможности читать и писать.

Продаваемые в России лекарства примерно на три четверти являются импортными, а оставшаяся четверть в основном лишь расфасовывается из так называемых импортных субстратов. Таким образом, прекращение импорта оставит нас почти без лекарств и медикаментов. А также без медицинского оборудования.

Впрочем, прекращение импорта будет иметь по крайней мере одну позитивную сторону. Ведь презервативы и остальные средства контрацепции тоже ввозятся в Россию из-за рубежа - и прекращение импорта будет способствовать если и не решению демографической проблемы, так как исчезновение лекарств резко повысит смертность, то, во всяком случае, росту рождаемости и омоложению населения.

Для того чтобы вернуть себе способность даже не развиваться, а хотя бы существовать, надо всего ничего - вернуться от убивающих нас либеральных реформ к нормальности.

Остановить коррупцию и превратить государство из механизма, более всего напоминающего мясорубку, перемалывающую население в океанские яхты и лондонские дворцы, в инструмент общественного развития, технического и социального прогресса.