Личинки Навального и мальчики в розовых штанишках: как оппозиционные активисты остались во власти

Алексей Навальный

Признание Донецкой и Луганской народных республик и последовавшая за тем спецоперация войск РФ на Украине сильно изменила российское общество, заставив граждан и правоохранительные органы присмотреться внимательнее к так называемым «независимым демократическим депутатам» и «прогрессивным молодым чиновникам». Многие свернули активность и уехали за рубеж, по примеру лидеров мнений либеральной прослойки из числа публицистов, артистов и других публичных людей. Но некоторые пока сохранили свои полномочия в структурах власти в крупнейших городах России. Подборка редакции рассказывает о тех, кто остался при депутатских мандатах и должностях.

Новосибирск

В Новосибирске при мандате депутата Горсовета Хельга Пирогова победила на выборах в горсовет Новосибирска в 2020 году благодаря поддержке системы «Умное голосование» Алексея Навального (внесен в список Росфинмониторинга как лицо, причастное к экстремисткой деятельности). После того, как глава городского штаба Навального (признан экстремистской организацией в РФ) Сергей Бойко (внесен в список Росфинмониторинга как лицо, причастное к экстремисткой деятельности), также получивший мандат на выборах в 2020 году, покинул Россию, именно она осталась главным рупором идей оппозиции в городе.

Спецоперация войск РФ по демилитаризации и денацификации на Украине вызвала громкое неприятие всех активистов структур Навального, оставшихся в городе, и Хельга Пирогова как могла поддержала соратников на депутатском посту, явившись 16 марта на заседание горсовета в венке из подсолнухов и синей блузке. Вполне понятное требование прекратить провокацию Пирогова назвала «цирком». В проукраинских блогах послание считали, как однозначную поддержку Украине.

 

Но еще больше шума наделал запрос депутата о количествах бомбоубежищ в Сибири, который она подала якобы по просьбе жителей, обеспокоенных происходящим.

«С просьбой узнать информацию об убежищах и укрытиях ко мне обратились избиратели: в связи с происходящим в мире у многих сейчас повышенная тревожность. Когда я подняла этот вопрос в Горсовете, коллеги попытались на смех меня поднять. Тем не менее в этих объектах идут проверки. Конечно, не дай Бог, чтобы эти сооружения нам пригодились», — сказала порталу «Новосибирск. Онлайн» Хельга Пирогова.

Новосибирцы назвали новость «сеющей панику» и поинтересовались, как реагировать на «дурдом», в котором содержится Пирогова и Светлана Каверзина - независимый депутат, поддержавшая «коллегу» в отношении к спецоперации.

Самара

Некоторые ставленники «Городских проектов» Ильи Варламова и Максима Каца, бывших на выборах «конкурентами» «Умного голосования», также остались в России и при должностях. В столице российского автопрома на Волге пять кандидатов Каца и Варламова  - Вадим Алексеев, Александр Шатилов, Олег Егоров, Насыбуллина Рената, Максим Матюнин, стали мундепами в 2020 году. Матюнин и Насыбуллина сдали свои мандаты в конце мая, но трое продолжают работать.

Компания оппозиционных мундепов ведет активную работу с публикой – анонсы «вечеров писем политзаключенных», лекции Екатерины Шульман (признана иноагентом решением Минюста РФ), тренинги, проходят под их патронажем с завидной частотой, если верить пабликам «Штаб самарских депутатов».

 

К спецоперации отнеслись предсказуемо отрицательно. Мундеп Ленинского района Александр Шатилов в Twitter сообщал, что блокирует у мамы все «пропагандистские сайты» и борется, в том числе, с «Яндексом».

 

Депутат Самарского городского округа Олег Егоров 5 марта сообщил подписчикам «Вконтакте», что был вынужден «удалить последнюю запись, так как законы в стране стали иметь обратную силу», однако в заблокированном в РФ твиттере активно репостит объявления об акциях «антивоенного» движения «Весна» и требования к правительству РФ.

Из тройки урбанистов, подавшихся в пацифистскую активность, пожалуй, только Вадим Алексеев регулярно рассказывает о депутатской работе и поднимает вопросы развития городского транспорта, благоустройства, сохранения исторической застройки, охраны парков и критикует адимнистрацию города, не желающую строить в Самаре велодорожки.

«Всего за 3 года, Париж стал велосипедным. Но да там, климат другой, менталитет, размер и что-то еще. А точно, солдаты НАТО любят передвигаться на СИМ по велодорожкам. Нам такое никак нельзя», - пишет он в Twitter.

Томск

В отличии от «навальнистов» Ксении Фадеевой и Андрея Фатеева (внесены в список Росфинмониторинга как лица, причастное к экстремисткой деятельности), получивших мандат на выборах в Томскую городскую думу 2020 года, но покинувших Россию в связи с уголовным делом, кандидаты Варламова –  Давид Аветян и Артем Канарев остались работать депутатом, избравшись от партии «Яблоко». В феврале томские депутаты осудили решение президента РФ Владимира Путина признать ДНР и ЛНР, сообщил паблик «Жизнь в Томске».

 

На своем посту депутаты боролись с побелкой деревьев, а также за сокращение числа парковочных мест во дворах. Аветян поддержал идею заммэра Томска Алексея Макарова, так как полагает, что это заставит часть граждан пересесть на велосипеды, и тем самым помочь улучшить экологию в городе и уменьшить пробки.

«Это способ сдерживания автомобилизации, и он работает — об этом нам говорит мировой опыт. Во всех городах, где снижали число парковок, местные жители постепенно пересаживались с автомобилей на велосипеды и общественный транспорт и начинали больше ходить пешком. И это всегда приводило к уменьшению пробок! Всё по законам рынка: меньше объём предложения при постоянной цене — меньше величина спроса. Сейчас большинство парковок в городе, напомню, бесплатные лишь условно: их цена заложена в стоимость квартиры и обслуживания придомовой территории. Мы всё равно платим за них, только косвенно, что легко игнорировать», - писал он в Telegram в феврале прошлого года.

Риторика заставляет вспомнить любимицу Каца и Варламова из Мосгордумы Дарью Беседину, которая прославилась предложением пустить мусоровозы-троллейбусы и сузить Ленинградский проспект, чтобы машин стало меньше. По крайней мере, урбанисты отдаленных регионов стараются привить на месте службы столичные тренды.

Москва

В Москве светлые идеи всеобщей велосипедизации имеют своего проводника не только в МГД, но и в мэрии, в лице Алексея Митяева, заместитель главы Дептранса Москвы. Молодой (36 лет) чиновник стал известен после истории с велодорожками в 2012 году. Тогда еще он не работал в мэрии, был велоактивистом, и решил поучаствовать в конкурсе на проектирование велодорожек, объединившись с авторами альтернативной велосхемы Useless.

По словам самого же Митяева, борьба была жесткой, но желание сделать велодорожки и обойти чиновников, которые «все попилят, и не сделают», привело к победе. В этой точке прогрессивный управленец-урбанист имеет пересечения и с навальнистами - оспорить требование техзадания предоставить лицензию на работу с гостайной ему помогпроект «Роспил», за два года до того основанный Алексеем Навальным, и в те годы бывший под руководством признанной иностранным агентом Любови Соболь.

 «Я написал в «Роспил» и попросил их юристов разобраться, насколько требование лицензии законно. Уже через несколько дней со мной связался координатор проекта Константин Калмыков. Они готовили жалобу в УФАС», - рассказывал он заблокированному в РФ изданию The Village после того, как его проект выиграл конкурс на 26 млн рублей и был взят на доработку, а самого его пригласили на работу в мэрию.

Удивительно, но резко критиковавший чиновников за планы попилить бюджет и построить нееэффективные велодорожки «обычный москвич» там прижился, и стал работать в команде проекта «Магистраль», реформирующий наземный транспорт Москвы. Московская сеть общественного транспорта считается эффективной и многие нововведения действительно помогли улучшить сообщение в огромном городе, но отдельные нюансы – например, постоянные изменения маршрутов и нумерации, за которыми сложно уследить, раздражают жителей столицы и создают проблемы.

В интервью The Village в ноябре прошлого года Митяев рассказывал о целях замены маршрутов всех автобусов в центре и южной части столицы, из-за чего многие были недовольны, так как лишились беспересадочной связи с другими районами, так:

«Вот вы спрашивали в начале, что такое «Магистраль». Это как айфон. Один айфон, в следующем году выходит новый, и у него какие-то новые функции — камера лучше, дополнительные датчики, память увеличивается. «Магистраль» именно такая. Те вещи, которые уже были, то есть удобные маршруты, соответствующая инфраструктура, остановки, — каждый год мы эту систему настраиваем и добавляем новые функции», - говорил замглавы департамента.

Сравнение транспортной сети города с персональным гаджетом вызвало насмешки над молодыми и одаренными урбанистами в Дептрансе -  Митяева назвали «мальчиком в розовых штанишках», и несколькими другими малоприятными «титулами». Его карьера в мэрии продолжается - под внимание бывшего велоактивиста попал речной транспорт Москвы, которому, вероятно, тоже предстоит стать «айфоном». Судя по всему, обращение к юристам «Роспила» и публично озвученные подозрения в подготовке хищений на конкурсе велодорожек 10-летней давности ценному кадру московского правительства решили «простить» и разбирательство по поводу давних контактов со структурами, ставшими экстремистскими, чиновнику не грозит, хотя на фоне охвативших страну и мир перемен такая лояльность и выглядит странной.