Джентльмены без дачи: что стало с заграничным имуществом русских олигархов

Яхта Dilibar, переписанная на сестру Алишера Усманова

А ведь их предупреждали! Еще 20 лет назад, на IV съезде Торгово-промышленной палаты России в 2002 году Владимир ПУТИН предостерегал: выведенные из страны капиталы – деньги на ветер.

- Замучаетесь пыль глотать, бегая по судам, чтобы их разблокировать! – доходчиво объяснил российский Президент. Но бизнесмены считали, что как-нибудь обойдется. Ведь в сказочной «загранице» - торжество права и неприкосновенность частной собственности. Ну как, убедились в порядочности западных партнеров?

Ведь были уже звоночки все эти годы. Звонки. Набат. Восемь лет назад ЕС ввел санкции против Аркадия Ротенберга, и сразу же были арестованы его виллы, отель, квартира в Италии, а также две кипрские компании – имущество на 30 млн евро. И никакие «справедливые» тамошние суды не помогли отстоять «неприкосновенность» частной собственности.

Швейцарский арт-дилер Ив Бувье нагрел Дмитрия Рыболовлева на $1 млрд, значительно завысив стоимость 38 произведений искусства, купленных бывшем владельцем «Уралкалия» в течение десяти лет. Но стоило обиженному коллекционеру подать в суд, его же и обвинили в скрытом влиянии на процесс, задержали, а на вилле в Монако провели обыски.

Банки «нейтральной» Швейцарии блокировали счета Виктора Вексельберга (в общей сложности на $1 млрд). В Ницце арестовывали Сулеймана Керимова. В США замораживали рабочие активы и особняки Олега Дерипаски. У Романа Абрамовича так хотели отжать «Челси», что перестали его пускать в Великобританию.

Думаете, это кого-то научило? Не-а! Уж так хотелось нашим миллиардерам верить: дескать, «цивилизованный Запад» - идеальное место, где можно строить виллы и шато, яхтами меряться, живопись коллекционировать, виноградники разводить, футбольные клубы покупать. Ну что теперь скажете?

Бегущие по волнам

31 марта жители Владивостока наблюдали, как в порту швартуется 142-метровая яхта Nord. В портовом городе люди видали всякое, но эта роскошная посудина с двумя вертолетными площадками на борту и 20 каютами впечатлила даже их.

- Минтай ловить пришли, - веселились зеваки.

- А экскурсии будут? – подхватывали другие, фотографируя судно, занимающее десятую строчку в рейтинге самых крупных яхт в мире.

Но кому-то было не до смеха. Ещё в начале марта в Италии была арестована яхта Алексея Мордашова Lady M ($70 млн). Владелец «Северстали» бросился спасать оставшуюся и велел перегонять Nord… нет, не в Россию, а к Сейшельским островам. В Индийском океане в марте вообще наблюдался наплыв шикарных судов, принадлежащих бизнесменам из России, наперегонки шедшим к портам Мальдив и Сейшел. Олигархи наивно полагали, что если у островных государств нет договора об экстрадиции с США, то можно не переживать. Похоже, их, как бы это помягче… обманули. Иначе не пришлось бы гнать Nord из теплого Индийского в бодрящий Тихий океан.

Яхта Мордашова Lady M три года назад у побережья Великобритании 
Яхта Мордашова Nord во Владивостоке 
Яхта Мордашова во Владивостоке 

Теперь суперяхта, судя по данным ресурса Marine Traffic, следящим за передвижением судов, находится где-то в районе Кейптауна. До этого несколько дней стояла в порту Гонконга. Куда дальше? Может, и впрямь лучше было бы за минтаем выйти? И людям польза, и дельцу прибыль.

К слову, именно «лодки» олигархов первыми попали под санкции:

Яхта Tango Виктора Вексельберга на испанском побережье 
Суперяхта Андрея Мельниченко побила все рекорды, но это ей не помогло 
На яхте Геннадия Тимченко теперь хозяйствует финансовая гвардия Италии 
Собственность Дмитрия Пумпянского - больше не его 
Фархад Ахмедов хотел яхту отремонтировать, а ее просто конфисковали 
Предполагаемая яхта Владимира Потанина 

Остров невезения

Кем, интересно, представляли себя российские олигархи, скупавшие недвижимость на Сардинии, – римскими патрициями, любившими отдыхать на этом прекрасном острове в Тирренском море, или приближенными принца Ага-Хана IV, открывшего в середине ХХ века Сардинию для самых сильных и богатых мира сего. Ведь за последние 10 – 15 лет на острове образовался целый «колхоз миллиардеров». Впрочем, теперь их, всем колхозом и «раскулачили».

Вилла Олега Дерипаски в Сен Тропе 
Вилла Андрея Мельниченко на Антибе Google Earth 

Я – не я, и вилла не моя!

Некоторые бизнесмены считали себя хитрее других и переоформили дорогие заграничные игрушки на родственников. И что? Скажем, Алишер Усманов переписал яхту Dilbar ($594 млн) на сестру Гульбахор Исмаилову. Ничего, немецким властям это ничуть не помешало арестовать лодку. А французы спокойно прикрыли принадлежащие жене Геннадия Тимченко – Елене четырехзвездочный отель на фешенебельном горнолыжном курорте Мерибель и пятизвездочную гостиницу на Лазурном берегу, а также два дома на Французской Ривьере плюс еще два особняка, записанные на дочь миллиардера Ксению Тимченко.

Яхта Dilibar, переписанная на сестру Алишера Усманова 
Отель на Лазурном берегу жены Геннадия Тимченко 

Под «раздачу» попали даже зарубежные особняки известных журналистов – в том числе и записанные на их родителей. Следующая увлекательная серия – поиск зарубежных офшоров, принадлежащих русским миллионерам. Здесь счет может пойти уже на миллиарды долларов. Правда, здесь искать хозяев западным партнерам будет сложнее – уж больно сложно устроено их же собственное англосаксонское право. Например, перед Романом Абрамовичем англичанам даже пришлось извиниться за обыски в офисах якобы его компаний на Британских Виргинских островах. Некоторые наши бизнесмены, например Олег Дерипаска и Владимир Потанин, еще давно благоразумно перевели свои зарубежные компании в Россию. Остальным же, кто так и не внял последним китайским предупреждениям, возможно, придется поневоле расстаться со своими офшорными «копилками».  Домой, ребята, домой!