Летчики ЧВК «Вагнер», французский генерал и британский пулеметчик: примеры воздания почестей противнику в военной истории

отправили-тела-погибших-летчиков
Интернет облетели кадры с возвращением останков героически погибших под Бахмутом летчиков авиационного крыла ЧВК «Вагнер». Украинская сторона передала тела Александра Антонова и Владимира Никишина в гробах, обернутых российским триколором и флагом «Оркестра».

Подобный поступок говорит о том, что противник отдал дань уважения мужеству русских летчиков, которые пожертвовали собой ради выполнения боевого задания и спасения десятков жизней своих товарищей.

Некоторые даже усомнились, что такое возможно, поскольку за десять месяцев конфликта в Сети попадали жесткие кадры с расправами ВСУ над российскими военнослужащими. Однако подобные случаи проявления уважение к противнику случались и ранее в истории.

Писатель и журналист Евгений Норин рассказал о других уникальных примерах проявления воинской чести и уважения к противнику.

Бой под Смоленском

Первый, кто приходит на ум — это генерал-лейтенант Леонид Петровский. Он командовал стрелковым корпусом в 1941 году и погиб в сражении под Смоленском. Поле боя осталось за немцами, они обнаружили погибшего и похоронили его с воинскими почестями. Советские силы об этом узнали только в 1944 году, когда место, где он был убит и похоронен, было освобождено нашими войсками и там обнаружилась могила, на которой собственно было написано: генерал-лейтенант Петровский.

«До 1944 года Петровский считался пропавшим без вести, когда советские войска вернулись, то по указаниям местных жителей могила комкора была найдена. Во время оккупации по распоряжению командования немецких войск на могиле был установлен крест с надписью на немецком языке «генерал-лейтенант Петровский», — цитирует Норин историческую сводку того времени.

Битва под Красным

Вторая история — это бригадный генерал Луи Ланшантен. В 1812 году этот французский генерал попал в плен тяжело раненным в битве под Красным и по сути уже умирающим. Перед этим он успел тяжело ранить несколько гренадеров, пытавшихся взять его в плен. Наши оставили очень проникновенное описание этого события.

Генерал Ланшантен был призван свиту главного штаба великой армии в 1812 году и во время битвы под Красным в составе корпуса Нея он оказался тяжело ранен и взят в плен. После нескольких ранений штыками его сняли с коня и привели к графу Строганову. Это был уже старик около 60 лет. Под него подстелили полушубок, но он уже чувствовал, что сейчас умирает и в последнюю минуту он вынул часы и подарил солдату Павловского гренадерского полка Домбровскому, который собственно снимал его с лошади и помог добраться. После этого он умер.

«Почтенный старец, кто видел прекрасную твою кончину? Враги твои. Соотечественники твои не донесут весть домой как ты умер с оружием в руках. Будут ли они знать геройский конец твоей жизни?», — цитирует Норин мемуары русского офицера Суханина, который участвовал в этом бою.

Операция «Колесница»

Британский рейд на Сен-Назер, 1942 год. Задача была разгромить сухой док, участвовали в этом британские моряки-спецназовцы. Катера, высаживавшие спецназ, отходили кто как мог, и два из них при отходе наткнулись на немецкий миноносец «Ягуар». Часть британских моряков сдалась в плен, другая погибла.

Однако был особый момент. Уже несколько раз тяжело раненный пулеметчик Том Дюрант стрелял по мостику немецкого корабля по команде. В конце концов он был взял в плен и умер в госпитале Сен-Назер.

После боя командир немецкого корабля «Ягуар» связался с британской стороной через пленных и представил к его награде. Пулеметчик посмертно получил крест Виктории, что является уникальным случаем в мировой военной истории, когда к награде представили не свои, а противник.

Вооруженный конфликт в Южной Осетии

Конец января 1991 года, вооруженный конфликт в Южной Осетии. Осетинская машина скорой помощи ездит по селам. Водитель отказывался ехать без сопровождения, потому что было, мягко говоря, неспокойно.

По дороге их обнаружил грузинский пикет, среди присутствующих был грузинский боевик. Он начал избивать врача, медсестру и водителя скорой помощи. Люди даже разбили прикладом окно.

Однако кончилось тем, что подполковник грузинской милиции, который был неподалеку, отобрал осетин у этого бандита и сам сел за руль скорой помощи. Он заявил, что гарантирует прибытие машины в пункт назначения.

Фамилия этого человека была Лордкипанидзе, грузинский милиционер, который несмотря на напряженную обстановку между двумя нациями спас осетинских больных и раненых.


*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов