Любимая стерва Гитлера

Лени Рифеншталь отказала всем вождям третьего рейха и предпочла им общество диких африканцев

АДОЛЬФ ГИТЛЕР: с любимым режиссером Лени Рифеншталь

- К героине вашего фильма в нашей стране до сих пор относятся крайне неоднозначно. Принято считать, что в своих киноработах она пропагандировала фашистские идеи и воспевала Гитлера. - Да, фрау Лени симпатизировала Гитлеру. И Гитлер симпатизировал ей. Но она никогда не была членом нацистской партии. Более того, в партии к ней относились крайне негативно. Так, министр пропаганды доктор Геббельс просто ненавидел ее лютой ненавистью. В 1934 году фрау Лени сняла документальный фильм "Триумф воли" о съезде нацистской партии в Нюренберге. Но она сняла его не на деньги партии, а на свои собственные средства. Достаточно сказать, что "Триумф воли" получил призы на кинофестивалях в Венеции и в Париже. В нем ни слова не говорилось о войне и агрессии. Наоборот, речь шла о мире, о борьбе с безработицей. Позднее, в 1939 году, фрау Лени пытались послать в составе пропагандистской группы на фронт в Польшу. Но, увидев ужасы войны, она отказалась воспевать победы вермахта и до 1945 года посвятила себя работе над романтической мелодрамой "Низина". Тем не менее после разгрома Германии войска союзников ее арестовали. Все друзья тут же от нее отреклись. В итоге у нее случилось психическое расстройство. Некоторое время она лежала в больнице. Потом ее судили. Никакого криминала в ее деятельности, правда, не нашли. Самым страшным для фрау Лени было то, что долгое время после 1945 года она была лишена возможности снимать кино. Допустим, у нее был замысел спортивного фильма про лыжников, в котором должны играть главные роли Жан Маре и никому тогда не известная Брижит Бардо. Но никто не брался финансировать проекты фрау Лени. И все же она смогла возродиться, как птица Феникс из пепла. Этому способствовало ее увлечение Африкой. После нескольких неудачных попыток снять кино на африканском материале она выпустила фотоальбом "Нуба" о диких племенах нубийцев, живущих в Южном Судане. И к ней снова пришел успех. Ее награждал самыми восторженными эпитетами американский авангардист Энди Уорхолл. А рок-звезда Мик Джаггер даже попросил фрау Лени сделать серию его фотографий.

Ее постель вдохновляла Ремарка

- В книге "Я хочу твою девушку" вы рассказывали, что пытались снять фильм о Лени Рифеншталь еще в 80-х годах. - Когда я учился во ВГИКе, профессора нам тайно показывали ее фильмы и говорили: "Смотрите и учитесь, как надо снимать!". А потом я увидел у своего приятеля Толи Брусиловского в каком-то заграничном журнале фотографию немолодой дамы, которая переходила ручей в сопровождении двух абсолютно голых негров с огромными членами. И с изумлением узнал, что это и есть та самая Рифеншталь, которую я считал давно умершей. В 1988 году я нашел одну немецкую фирму и предложил снять фильм про фрау Лени. Эта идея повергла немцев в изумление. Тем не менее они договорились о встрече с ней, дали мне переводчика с радио "Свобода", и мы отправились под Мюнхен на виллу легендарной дамы. Тогда ей было уже 87 лет. Входим в дом, тут на лестнице раздалось цоканье каблуков. И со 2-го этажа выпорхнула очаровательная женщина в ярком красно-белом платье. Первыми ее словами были: "А почему вы пьете такое плохое шампанское? Убрать его! Принесите "Дон Периньон"! Я хочу выпить с русским режиссером". Она была поражена, что ее знают в Советском Союзе. "Но вы не знаете самого главного! - сказала она. - Ведь я же сама почти русская. Когда я родилась, наша семья жила в Гданьске, в Польше, которая тогда входила в состав Российской империи". И без всякого акцента произнесла по-русски два слова - "собака" и "разбойница". Оказалось, что так называли ее русские сверстники, среди которых она провела первые годы жизни. Мать приобщила ее к Пушкину, Толстому, Достоевскому. И до сих пор ее любимой книгой является роман "Братья Карамазовы". Потом их семья переехала в Германию и поселилась под Берлином. Но влияние России на нее не закончилось. Она увидела выступление великой русской балерины Анны Павловой и решила посвятить себя балету. В итоге фрау Лени сделала фантастическую карьеру, исполняя индивидуальные танцы в духе Айседоры Дункан. Но в 1926 году ее потряс фильм Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин". Она послала свою фотографию режиссеру Арнольду Фанку, который снимал фильмы о горах. И вскоре стала исполнительницей главных ролей в его фильмах. А потом и сама начала выступать в качестве режиссера. Самые знаменитые мужчины были от нее без ума. Так, одно время фрау Лени имела близкие отношения с писателем Эрихом-Марией Ремарком. Его роман "На западном фронте без перемен" был написан практически в ее постели.

АЛЕКСАНДР СТЕФАНОВИЧ: пьет шампанское с легендарной фрау Лени

- Как же получилось, что она вдруг увлеклась такой одиозной фигурой, как Адольф Гитлер? - В 1932 году она случайно попала на митинг, на котором он выступал. И была потрясена атмосферой этого мероприятия. Под впечатлением от увиденного фрау Лени написала Гитлеру письмо. Возможно, оно так и осталось бы незамеченным. Но за несколько часов до того, как оно было получено, Гитлер сказал своему секретарю: "Лучшее, что я видел в кино, - это танец фрау Рифеншталь в фильме "Священная гора". Естественно, увидев письмо от любимой актрисы фюрера, секретарь сразу передал его адресату. Гитлер затрепетал от восторга. И пригласил фрау Лени к себе на виллу. "Вы должны снимать фильмы для меня", - сказал он. К его изумлению, она заявила: "Я не буду для вас ничего снимать. Вы расист. И вообще не хочу быть никем ангажированной". Через год Гитлер пришел к власти. И снова начал уговаривать фрау Лени снять фильм о нем. Он делал ей это предложение 11 раз. Лишь на 12-й она согласилась, но с условием, что это будет первый и последний политический фильм в ее жизни. Так появился "Триумф воли". Этот фильм принес Гитлеру мировую славу. Потом она по просьбе Международного олимпийского комитета сняла фильм "Олимпия" об Олимпийских играх 1936 года в Берлине. Как известно, на этих играх 4 золотые медали завоевал темнокожий американский атлет Джесси Оуэнс. Это явно шло вразрез с нацистской теорией о превосходстве арийской расы. И когда он выигрывал, сидевший в ложе Гитлер бурно выражал свое негодование. Фрау Лени сняла реакцию фюрера и, несмотря на яростные протесты Геббельса, включила эти кадры в свой фильм. Интересно, что десятиборец Гленн Моррис во время награждения подозвал стоявшую у камеры фрау Лени, разорвал на ней блузку, достал ее груди и начал целовать на глазах у 70-тысячного стадиона. "Что же вы сделали? - поинтересовался я у фрау Лени. - Дали ему по морде?". "Нет, я пошла в министерство иностранных дел и продлила ему визу, - ответила она. - И мы провели вместе три чудесных дня".

Геббельс лез под юбку

- А с Гитлером-то у нее была близость или нет? - Она категорически это отрицала. "Я прожила долгую жизнь, и мне уже нечего скрывать, - уверяла она. - Если бы было, я сказала. Да, при первой встрече он пытался за мной ухаживать, обнимал меня. Но я дала ему понять, что я против. К тому же в тот момент я спешила на встречу к своему любовнику-летчику, и мне было не до этого". Отказала фрау Лени и доктору Геббельсу. Он нагло полез к ней под юбку прямо на государственном приеме, в ложе оперного театра, на глазах у собственной жены Магды. "Меня спасло то, что юбка была очень длинная, - объяснила фрау Лени. - Пока он добирался до моих коленок, я так вцепилась в его руку, что расцарапала ее до крови". После этого она пожаловалась на него Гитлеру. И тот запретил Геббельсу приближаться к ней ближе, чем на 10 метров. Поэтому Геббельс вынужден был ставить ей стул у дверей и разговаривать через кабинет. С Гитлером у нее тоже были довольно странные отношения. Например, она рассказывала, как однажды под Новый год он пригласил ее к себе на частную квартиру. Там не было ни охраны, ни прислуги. Гитлер сначала говорил с ней о литературе, об искусстве. А потом вдруг спросил, как она встретила Рождество. "Как все немцы, в кругу своей семьи", - ответила фрау Лени. "А я всю ночь катался со своим шофером по автостраде, - печально вздохнул Гитлер. - Мне не к кому было пойти". Потом он привел гостью в комнату, уставленную букетами цветов. В ней стоял мраморный бюст молодой девушки. "Это моя тайна, - сказал он. - Моя племянница Гелле, которая в 16 лет покончила с собой, узнав, что у меня роман с Евой Браун. Единственная женщина, на которой я мог бы жениться". Последний раз Рифеншталь видела Гитлера в самом конце войны, в апреле 1945 года. Ее неожиданно пригласили к нему в бункер. "Вы знаете, что весь Берлин превращен в руины?"- спросила фрау Лени. "Да, - сказал Гитлер, - но это даже хорошо. Я дал указание своим фотографам и художникам, чтобы они запечатлели все исторические здания. Когда мы победим, я все восстановлю, и Берлин станет еще краше, чем был". Фрау Лени простилась с ним и пошла по коридору. А уже в самом конце, перед выходом, обернулась и увидела, что он стоит и смотрит ей вслед. - Почему же ваш фильм выходит только сейчас, хотя вы начинали работать над ним еще 14 лет назад? - Немецкая фирма, которая должна была его финансировать, отказалась от этого проекта из-за одного идиота - русского режиссера. В течение 13 лет мы переписывались с фрау Лени. А год назад мой друг Миша Литвяков, несмотря на протесты мэрии Санкт-Петербурга, пригласил ее на фестиваль "Послание к человеку". Там мы с ней договорились, что я все-таки сниму о ней фильм, но уже без помощи немцев. Я не перестаю удивляться ее поистине неувядающей молодости. Достаточно сказать, что она состоит в браке с беженцем из Чехословакии Хорстом Кеттнером, который моложе ее на 40 лет. И до сих пор увлекается подводными съемками. Причем, диплом аквалангиста она получила только в 72 года, хотя обычно после 50 лет такой диплом никому не дают. "Я приехала с таким молодым любовником, что никому в голову не пришло спрашивать, сколько мне лет", - кокетливо похвасталась фрау Лени. Кстати, я предложил ей встретить свое 100-летие под водой. И ей эта идея очень понравилась. Так что, возможно, Лени Рифеншталь нас всех еще удивит.