Депутат Милонов напугал российские предприятия

Виталий Милонов
Виталий Милонов
Навести порядок на российском рынке, который по-прежнему ломится от товаров, изготавливаемых по стандартам зарубежных компаний, предложил депутат Госдумы Виталий Милонов. Инициатива парламентария – далеко не первая попытка общественников разобраться с так называемыми производителями-перевертышами.

Чтобы приструнить иностранные организации, чья политика идет вразрез с российской, Милонов предлагает ввести специальную маркировку. «Недружественными компаниями» и «недружественными брендами» впору помечать таких мастодонтов рынка, как Mars, Avon, Tikkurila, Pepsi, Whiskas и т. д. Но общественники пошли дальше и снова подняли тему о целесообразности полного запрета товаров, производство которых, как правило, находится в России. Далеко ходить не надо: все 27 брендов американской Mars производятся на наших фабриках. Задумываются ли парламентарии-правдорубы о том, сколько рабочих мест обеспечили те самые спорные компании?

До 90% товаров в России производятся по зарубежным лицензиям, с применением зарубежных компонентов или же попросту импортируются в страну. По сути, отечественные изготовители наклеивают на СВОЮ продукцию яркие этикетки, которые хорошо знакомы покупателям. Но и здесь есть свои подводные камни. Как ни крути, но компании вынуждены раскошеливаться на использование иностранных названий. О каких суммах идет речь, понятное дело – тайна, покрытая мраком.

«Депутат
 

Чтобы удержаться на двух стульях, в головных офисах владельцев брендов постоянно придумывают что-нибудь эдакое. Несколько месяцев назад в американском холдинге PPG Industries Inc. (в его состав входит Tikkurila) объявили, что ООО «Тиккурила» не имеет лицензии на производство или продажу продукции бренда Tikkurila в РФ. Такие пафосные заявления наводят на мысль о национализации вставших в позу компаний или запрете раскрученного названия. В последнем случае хозяева американского холдинга останутся без отчислений, а российский рынок лакокрасочной продукции не пострадает.

Любопытную позицию выбрал два года назад и один из лидеров рынка специальных покрытий AkzoNobel, объявивший о приостановке бизнеса из-за санкций. Вот только на сайте официального дистрибьютора компании «Интерком» по-прежнему можно отовариться по старинке. Более того, в качестве партнеров названы ведущие российские фирмы. В недавнем «Анализе рынка лакокрасочных материалов в России» сказано, что заявившие о приостановке деятельности или полном уходе Tikkurila, DuPont, AkzoNobel, Hempel, Jotun и BASF либо продолжают свой бизнес в России, либо сменили владельцев (ООО «Тиккурила» теперь выпускает лакокрасочные материалы под брендами Finncolor и AkzoNobel).

«Депутат
 

И все же упорное нежелание иностранных компаний уважать курс страны-кормилицы в конечном счете может привести к принятию серьезных мер. И речь идет не только о смене называний брендов (яркий пример — сеть ресторанов «Вкусно и точка»), но и о «принудительном лицензировании», как с некоторыми лекарственными препаратами. А вот призывы закрывать процветающие предприятия, это уже затея из разряда бредовых. Согласитесь, куда выгодней переформатировать спорный бизнес, сохранив рабочие места и «жирную» нишу на российском рынке.