Абсолютное российское превосходство на Севере обеспечивают ледоколы
Абсолютное российское превосходство на Севере обеспечивают ледоколы
С усилением кризиса разгорелась борьба за контроль над гигантскими нефтегазовыми месторождениями и коммуникационными возможностями Арктики. В схватку вступили не только страны бассейна Северного Ледовитого океана - США, Канада, Норвегия, Дания, но и державы иных регионов. Ледоколы начали строить даже Китай и Япония. Ускоряющееся сокращение полярной ледовой шапки делает Северный морской путь более проходимым для кораблей - как торговых, так и военных. Вопрос о контроле над самым коротким морским путем из Атлантического океана в Тихий стоит уже чрезвычайно жестко.
Недавно Мурманск громко отпраздновал 55-летие морской легенды XX века - первого в мире атомного ледокола «Ленин» |
До перестройки советский спецназ регулярно проводил учения по обороне наших арктических рубежей и в любую минуту был готов отразить агрессию США и других стран НАТО |
Дадим отпор отморозкам
В борьбу за доступ к запасам нефти и газа на шельфе, чей совокупный объем оценивается в 1,6 трлн. т, а это около четверти предполагаемого объема всех «морских» углеводородов Земли, вступили, наращивая военное присутствие, Дания, Норвегия, США и Канада. Их, как и азиатские страны, привлекают еще и залежи драгоценных и редкоземельных металлов, не говоря о возможностях рыболовного промысла. На кону - безопасность России. И не только экономическая.По мнению ведущего эксперта «The National Interest» Роберта Фарли, Россия благодаря советскому опыту и инфраструктуре готова к возможной войне за арктические ресурсы лучше всех. С 1 декабря в арктической зоне на базе Северного флота начало действовать объединенное стратегическое командование «Север». В его состав вошли воинские части и корабли Западного, Центрального и Южного военных округов. Сформированы войсковые группировки на островных арктических территориях России, в том числе на Новой Земле, Новосибирских островах, острове Врангеля и мысе Шмидта. Они сведены в объединенную тактическую группу, которая в октябре 2015 года заступит на боевое дежурство. Полным ходом идет создание новых военных городков. До конца года, например, только в Алакуртти Мурманской области переедут около 1,6 тыс. военнослужащих.
Ту-142 с 1977 г. остаётся грозой подлодок потенциального противника. Взрывные сбрасываемые источники звука их обнаруживают и оглушают, делая неуправляемыми |
Великолепная семерка
55 лет назад Морфлот СССР принял в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин». Он был главным в семерке наших судов-богатырей, обеспечивших России абсолютное господство во льдах Арктики.
«Ленин». Первое в истории судно, оснащенное ядерной силовой установкой. Сдан в эксплуатацию 5 декабря 1959 г. Основные его отличия от дизельных предшественников - высокий уровень автономности и мощность. Они позволяли существенно увеличить период навигации. Юбиляр прошел по арктическим маршрутам 360 тыс. км - почти 30 земных экваторов! И провел через льды 3741 судно. С декабря 1989 г. стоит на причале в порту Мурманска, работает как музей.
«Арктика». Спущен на воду в 1975 г. Стал крупнейшим из всех существовавших тогда ледоколов. Его ширина составляла 30 м, длина - 148 м, высота борта - более 17 м.
«Сибирь». Введен в строй в 1977 г. В историю легендарный ледокол вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию по маршруту инка. Также он стал первым судном, которое вошло в пределы Северного полюса.
«Россия». Построен в 1985 г. для работы только в условиях Северного Ледовитого океана. На нем был совершен первый круизный рейс на Северный полюс для иностранных туристов.
«Советский Союз». Введен в эксплуатацию в 1989 г. Особенность конструкции ледокола состоит в том, что его можно переоборудовать в крейсер. На баке перед рубкой установлена РЛС управления огнем съемной артиллерийской установки МР-123.
«Ямал». Спущен на воду в 1993 г. Стал 12-м судном, достигшим Северного полюса. Совершил больше всех - 46 рейсов - в данном направлении, включая спецрейс для встречи третьего тысячелетия.
«50 лет Победы». Самый современный и большой атомный ледокол. Сдан в эксплуатацию в 2007 г. В ходе первых испытаний продемонстрировал надежность, маневренность, а также невероятную для ледоколов скорость - 21,4 узла.