На Сталинскую премию Кукрыниксы купили танк

Знаменитых карикатуристов Гитлер внёс в расстрельный список вместе с Левитаном

* Знаменитых карикатуристов Гитлер внес в расстрельный список вместе с Левитаном* Карикатурист из «Шарли Эбдо» возил на Кубу «сексуальные глупости»

Через несколько дней после 9 Мая, когда мир отметит 70-летие Великой Победы, мы будем вспоминать Порфирия Никитича КРЫЛОВА - одного из знаменитых КУКРЫНИКСОВ, чьи едкие карикатуры били врага наотмашь и сыграли громадную роль в разгроме фашистской нечисти. 25 лет назад - 15 мая 1990 года - мастер политической сатиры ушел из жизни. Дело отца продолжил сын: Андрей Порфирьевич КРЫЛОВ 34 года проработал в «Крокодиле», был главным художником журнала. Сегодня Крылову-младшему 85, он тяжело болеет, но все-таки любезно согласился пообщаться.

- Хорошая шутка - особенно над собой - помогает не раскиснуть, - подбадривает меня Андрей Порфирьевич. И, к слову, вспоминает Маршака, писавшего стихи ко всем плакатам Кукрыниксов. Тот часто приговаривал: «Чтобы лечиться у врачей, надо обладать гигантским здоровьем!» Я охотно верю и понимаю, как нелегко дается ему наша беседа: Крылов перенес инсульт, но, рассказывая об отце, его товарищах и своих коллегах по «Крокодилу», он терпеливо вспоминает детали и заразительно смеется. Себя мой уважаемый собеседник называет «сыном Кукрыниксов».

Легендарные КУКРЫНИКСЫ: Н. А. СОКОЛОВ, М. В.КУПРИЯНОВ и П. Н. КРЫЛОВ

- Я вырос в семье Кукрыниксов - можно так сказать. Родился я в 1929 году, а коллектив их сложился примерно в 1927-м. Мой батюшка с Куприяновым объединились еще в ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские. - Н. П.) в стенгазете. Они подписывались КрыКу или КуКры. А потом к ним присоединился Николай Александрович Соколов, у которого был свой псевдоним: Никс. Так и появился Кукрыникс. Они втроем все время работали у нас дома в Москве, в квартире на Чкаловской улице за большим круглым столом. Рисовали всяких смешных дядек, как мне казалось. Хотя позднее эти «смешные дядьки» производили просто убойное впечатление на Гитлера - отец и его товарищи вместе с Левитаном были внесены им в список смертников. Гитлер всю войну мечтал «взять Москву и повесить Кукрыниксов».Часто вспоминаю Самуила Яковлевича Маршака, который почти каждый день бывал у нас. Очень симпатичный, веселый мужик, пел мне какие-то детско-разбойничьи песни. Маршак тепло относился к младшему брату Николая Александровича Соколова Александру. Соколов сделал на Сашу шарж, а Маршак приделал подпись: «Похож, похож, ядрена вошь». Шуточки были абсолютно простецкие.

Участники рок-группы «Кукрыниксы», основанной Алексеем ГОРШЕНЕВЫМ в 1997 году, объясняют своё название «комическим отношением к происходящему»

Часто заходили танкисты - экипаж танка «Беспощадный», который Кукрыниксы вместе с Маршаком в 1942 году купили на Сталинскую премию. Самуил Яковлевич сочинил стихи - их написали на башне боевой машины: «Боевой огонь веди, наш тяжелый танк. В тыл фашисту заходи, бей его во фланг, экипаж твой боевой, не смыкая глаз, выполняет боевой сталинский приказ». Кукрыниксы нарисовали на броне карикатуру: танк стреляет, и Гитлер разлетается на куски. А так как бои шли под Москвой, боевую машину частенько отправляли в город на ремонт. Я дружил с танкистами. Командир Паша Хорошилов обещал мне привезти с фронта немецкий автомат. Но вместо этого пришло известие, что Паша убит бронебойным снарядом. Чудный был парень. С белым чубом, широким лицом. Русский богатырь.Я болтался у этих людей под ногами и тоже волей-неволей начал рисовать. Хотя больше хотел играть в футбол, чем папаша был очень недоволен. Когда я повзрослел, мои карикатуры увидел Куприянов и посоветовал зайти в «Крокодил». Я зашел - и задержался надолго.

Андрей КРЫЛОВ, более 30 лет проработавший в журнале «Крокодил», - мастер живописных полотен

Серьезный вопрос

- Когда вы работали в журнале, там существовали запретные темы?- У нас была специальная комната, на двери которой было так и написано: «Цензура», - я ведь начал трудиться еще при Сталине. И нам объясняли, что, если мы готовим материал о заводе, запрещено упоминать место, где он находится, называть его номер. Это делалось в целях безопасности. Нельзя было также трогать армию, военачальников. А вот взяточничество, казнокрадство, халтура - вечные темы, было где разгуляться. Помню рисунок: дом падает, а рабочие его руками подпирают. И внизу написано: «Дал слово - держи!» Или другая карикатура: египетская пирамида, которую рабы штробят молотками. Фараон на колеснице спрашивает: «Что случилось?» А ему: «Забыли кабель проложить».

Едкие карикатуры...

- Было такое, что что-то не пропускали?- Случалось, ничего не выходило. Часто вмешивались люди из ЦК КПСС. Если возникали сомнения по политическому рисунку, надо было ехать в Министерство иностранных дел. Один раз мне влетело от главреда, которому самому досталось за то, что на Гербе СССР серп и молот изобразили неправильно: то ли серп должен лежать на молоте, то ли молот на серпе - не помню. Такой скандал был!В общем, работа велась непростая. Не было так, что каждый баловался, как хотел.- Интересно, что вы думаете о недавней истории с «Шарли Эбдо»? Вот где люди вволю «побаловались».

...злободневны...

- С одним из погибших карикатуристов, Жоржем Валински, я познакомился на биеннале на Кубе. Он привез туда пачку альбомов с непотребными рисунками, которые никто не хотел брать, - он пытался их подарить. Такие сексуальные глупости! Парижские карикатуристы устроили грандиозную провокацию. Нельзя против религии выступать. Мы в «Крокодиле» ни в какие времена этого не делали, потому что это более чем бестактно, многих обижает. И все выступления в поддержку французского журнала - знак того, что все там распущено до предела. Поэтому и постреляли редакцию, как воробьев.

...во все времена

- Соблюдая ограничения в работе, в шуточках друг над другом, наверное, себя не сдерживали?- У нас была стена, называлась «Васин юмор». Там висели карикатуры, которые не могли быть опубликованы. Например такие: под деревом сидит человек, а голова висит на дереве отдельно. И надпись: «Что ж ты, Вася, приуныл, голову повесил?» Отсюда и пошел этот самый Васин юмор.- Сегодня карикатура как жанр существует?- Ну есть там один - Бомжо какой-то...- Бильжо?- Он не умеет рисовать вообще. В карикатуре все построено на характере, она должна быть современной и очень острой. А если характер в персонаже отсутствует, это к карикатуре не имеет отношения. Как раз то, что Бильжо этот делает. Какие-то амебы у него нарисованы, рожа на боку. Я этого не понимаю.

- А на ваши шаржи никто не обижался?- Женщины обижались. Изобразишь какую-нибудь дамочку лет под 40 - а она рыдает: «Какую вы мне шею нарисовали!» Каждая женщина думает о себе немного иначе, чем она есть на самом деле.- Ваши дети тоже художники?- Сын Алексей занимается поэзией. Недавно подарил мне хорошую книжку своих стихов. Я даже удивился. И внук говорит: «Смотри, отец хорошую книжку написал». А внук-то у меня - известный писатель. Глуховский Дмитрий. «Метро 2033» - его детище.- Читали? Вам понравилось?- Эта книга мне понравилась, но окончание ему испортили.- Опять цензура?!- «Хозяйская» воля - издатель так пожелал.

СПРАВКА* А. П. КРЫЛОВ - заслуженный художник России. Почетный член Российской академии художеств.* С 1952 г. начал сотрудничать с журналом «Крокодил», был членом редколлегии и главным художником.* Объездил полмира, писал картины под впечатлением путешествий на Курильские и Командорские острова, Сахалин, Камчатку, Чукотку, Кавказ, в Прибалтику, Среднюю Азию, страны Европы.* 12 лет преподавал в Германии живопись и рисунок.* Произведения художника представлены в музеях и частных коллекциях России, США, ФРГ, Нидерландов, Кубы, Болгарии и других стран.