Россия мучительно соскальзывает с нефте-газовой иглы
Только производство автомобилей выросло на 70 процентов!
Основных статистических показателей за 2015 год еще нет. Однако травля Западом России на всех фронтах - от спорта до политики по Сирии, не случайна. Как и недавнее напоминание Вашингтона, о том, что «Россия больше не сверхдержава», что «Россия больше не обладает влиянием, которое имел Советский Союз, и не располагает экономической мощью, сравнимой с СССР», а плетется «на 15 месте где-то позади Испании». Казалось бы, кто этого не знает, чего кричать? Ан нет, крик стоит на всю планету. Не иначе потому, что основные тенденции и первые успехи в переструктуризации нашей экономики уже очевидны не только отечественным обозревателям. С подробностями – экономический обозреватель Иван ЗАЦАРИН.
Фото: © Reuters |
Экспорт
По предварительным итогам за январь-сентябрь 2015 г, доходы РФ от экспорта упадут примерно на 30-32 процента. Примерно половина этого падения обусловлена изменением цен на нефть. К октябрю РФ потеряла $51,4 млрд на экспорте нефти (в сравнении с 2014 г.), хотя объемы поставок выросли на 8,7 процента. Чему же тут радоваться?
Просто есть другая сторона медали. Товарная структура нашего экспорта становится более сбалансированной. Доля топливно-энергетических товаров, поставляемых в дальнее зарубежье, упала с 74 процентов до 68. И произошло это именно за счет уменьшения экспорта сырой нефти и увеличения экспорта нефтепродуктов (керосин, ДТ, бензины) - на 7,8 процента. Все идёт к тому, что в ближайшие годы доходы от экспорта нефти и нефтепродуктов могут сравняться. На конец сентября они уже изрядно приблизились друг к другу и составляют соответственно $69,5 млрд. и $54 млрд.
Падение топливно-энергетического сектора повысило долю других экспортных отраслей: металлургии (9,6 процента против 7,7), химической промышленности (6,4 процента против 4,9), машиностроении (5,1 процента против 3). Причем, экспорт продукции машиностроения вырос и в стоимостном выражении - на 16,8 процента.. Более того, это единственная экспортная отрасль, которая в этом году не только не снизила результаты, но и нарастила показатели. Но кому же за океаном понравится, что продажи российского машиностроения сохраняют тенденцию к росту? И то, что обеспечивают его традиционные для России отрасли - возрождающееся тяжелое машиностроение, включая экспортные контракты «Росатома», ОПК (оборонно-промышленный комплекс РФ сохраняет второе место на $70-миллиардном рынке экспорта вооружений), авиакосмическая отрасль.
А тут еще серьезный рост показало производство наземного транспорта, в первую очередь легковых автомобилей – на 70,1 процента. Общий прогноз по отрасли к концу года – примерно $22 млрд дохода от экспорта. Это ровно в 2,5 раза больше, чем в 2013 году.
Грузооборот в портах РФ за 10 месяцев прирос на 3,2 процента, причём за счет экспорта: импорт за указанный период упал почти на четверть. И хотя лидерами перевалки продолжают оставаться порты Балтийского и Азово-Черноморского регионов, дальневосточные порты поднялись на первое место по темпам прироста перевалки грузов – 12,3 процента. Что отражает темпы, которыми Россия наращивает торговлю со странами Азиатско-Тихооке́нского региона (АТР).
В целом же российский экспорт (даже в его топливно-энергетической части) становится все менее сырьевым. По итогам января-августа 2015 года наш несырьевой экспорт превысил сырьевой на $20 млрд ($127 млрд и $107 млрд соответственно).
Сесилия МАЛЬМСТРЕМ |
Импорт
Украина стремительно теряет позиции на российском рынке. По итогам 10 месяцев 2015 года украинские производители поставили продукции чуть более чем на $4 млрд ($9 млрд в 2014 году, $15 млрд – в 2013 году). Кроме того, украинским производителям продовольствия с начала 2016 года грозит если не полное эмбарго, то ликвидация режима льготной торговли в соответствии с началом действия экономического блока соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Что приводит к возникновению любопытных ситуаций.
Еврокомиссар ЕС по торговле Сесилия Мальмстрем заявила, что ЕС не планирует увеличивать квоты Украины на поставку продуктов питания в страны Европы. Одновременно с этим госпожа Мальмстрём просит руководство РФ не вводить эмбарго на украинские продукты. Конечно, душить соседей нам не с руки, К тому же Украина продолжает нам поставлять внушительные объемы продукции - даже сейчас, например, она торгует с РФ более интенсивно, чем Казахстан, а Беларусь первый раз обошла Украину только в 2014 году. Вот только не вполне понятно, кто с кем создавал зону свободной торговли: Украина с ЕС или РФ с Украиной?
В целом же в географической структуре импорта в РФ наблюдаются такие подвижки:
– снижается доля импорта из ЕС (с 41,3 процентов до 38,1);
– растёт, хотя и медленно, доля импорта из стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничество (АТЭС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС ) - с 36,2 процента до 37,9 и с семи процентов до 7,8 процентов соответственно;
– в абсолютных величинах импорт из стран Европы и стран АТЭС фактически сравнялся: $51,1 млрд и $50,8 млрд соответственно. Вполне вероятно, что по итогам года АТЭС выйдет на первое место. Половина этого показателя приходится на Китай.
По общему обороту тенденции аналогичные, хотя до паритета конечно же далеко: 45 процентов до сих пор приходится на страны ЕС.
|
Что Россия активно ввозит*
(Поставки более чем на $1 млрд)
- машины и оборудование 59,1
- одежда 5,1
- медикаменты 4,0
- алкоголь 1,2
- мясо свежее и мороженое 1,8
- чёрные металлы 2,5
- машины легковые 4,8
- мебель 1,3
*После упразднения режима льготной торговли с Украиной, её ниши (алкоголь, мясо, чёрные металлы, одежда, машиностроение) будут частично распределены между российскими производителями и импортом из СНГ.
Медленно, но верно
Поворот на Восток и восстановление экономических связей с ближним зарубежьем в рамках
ЕАЭС идет, хотя и медленнее, чем хотелось бы. Торговля со странами Ближнего Востока, АТЭС начинает активно развиваться в формате торговых домов. Например, агрокластер «Фуд Сити», открытый в прошлом году, уже разместил на своей территории торговые дома Сирии, Ирана, Индии, Китая, Мексики и других стран. И речь не только о замещении привычных каналов поставок продуктов питания для московского региона. По предложению Минразвития Дальнего Востока в ноябре откроется российско-корейский торговый дом, призванный гармонизировать экспортно-импортные отношения между РФ и КНДР. Одно из перспективных направлений сотрудничества - поставки меди в обмен на
российское электричество.
Что бесит Запад
Стимулирует товарооборот международная инициатива РФ и КНР по отказу от использования доллара в международной торговле. Часть торговых операций между Россией и КНР уже ведётся в рублях и юанях, полная дедолларизация торговли между РФ и Казахстаном, как ожидается, будет достигнута к концу 2016 года. Аналогичные предложения сделаны Индии, странам Ближнего Востока. Прорабатывается формат бартерных сделок с Индией, Китаем, Ираном и Турцией.
|
Кстати
Отличная новость из Екатеринбурга: «Уралмаш» получил заказов на пять лет вперед!
В планах предприятия на ближайшую пятилетку ежегодный выпуск не менее 10 экскаваторов ЭКГ-18, рыночная стоимость которых составляет порядка 400 млн. рублей за машину. Второе направление, которое должно обеспечить высокую доходность «Уралмашзаводу» – производство мостовых кранов для металлургических предприятий, которые изготавливают из сваренных листов (применяется для транспортировки продукции внутри предприятия, а также для заливки жидкого металла). Их заказали производители чугуна – «Тулачермет-Сталь».