Россия мучительно соскальзывает с нефте-газовой иглы

Только производство автомобилей выросло на 70 процентов!

Только производство автомобилей выросло на 70 процентов!


Основных статистических показателей за 2015 год еще нет. Однако травля Западом России на всех фронтах - от спорта до политики по Сирии, не случайна. Как и недавнее напоминание Вашингтона, о том, что «Россия больше не сверхдержава», что «Россия больше не обладает влиянием, которое имел Советский Союз, и не располагает экономической мощью, сравнимой с СССР», а  плетется «на 15 месте где-то позади Испании». Казалось бы, кто этого не знает, чего кричать? Ан нет, крик стоит на всю планету. Не иначе потому, что основные тенденции и первые успехи в переструктуризации нашей экономики уже очевидны не только отечественным обозревателям.  С подробностями – экономический обозреватель Иван ЗАЦАРИН.






Фото: © Reuters

Фото: © Reuters


Экспорт


По предварительным итогам за январь-сентябрь 2015 г, доходы РФ от экспорта упадут примерно на 30-32 процента. Примерно половина этого падения обусловлена изменением  цен на нефть. К октябрю РФ потеряла  $51,4 млрд на экспорте нефти (в сравнении с 2014 г.),  хотя  объемы поставок выросли на 8,7 процента. Чему же тут радоваться?
Просто есть другая сторона медали. Товарная структура нашего экспорта становится более сбалансированной. Доля топливно-энергетических товаров, поставляемых в дальнее зарубежье, упала с 74 процентов до 68. И произошло это именно за счет уменьшения экспорта сырой нефти и увеличения экспорта нефтепродуктов (керосин, ДТ, бензины) - на 7,8 процента. Все идёт к тому, что в ближайшие годы доходы от экспорта нефти и нефтепродуктов могут сравняться. На конец сентября они уже изрядно приблизились друг к другу и составляют соответственно $69,5 млрд. и $54 млрд.
Падение топливно-энергетического сектора повысило долю других экспортных отраслей: металлургии (9,6 процента против 7,7), химической промышленности (6,4 процента против 4,9), машиностроении (5,1 процента против 3). Причем, экспорт продукции машиностроения вырос и в стоимостном выражении - на 16,8 процента.. Более того, это единственная экспортная отрасль, которая в этом году не только не снизила результаты, но и нарастила показатели. Но кому же за океаном понравится, что продажи российского машиностроения сохраняют тенденцию к росту? И то, что обеспечивают его традиционные для России отрасли - возрождающееся тяжелое машиностроение, включая экспортные контракты «Росатома», ОПК (оборонно-промышленный комплекс РФ сохраняет второе место на $70-миллиардном рынке экспорта вооружений), авиакосмическая отрасль.
А тут еще серьезный рост показало производство наземного транспорта, в первую очередь легковых автомобилей – на 70,1 процента. Общий прогноз по отрасли к концу года – примерно $22 млрд  дохода от экспорта. Это ровно в 2,5 раза больше, чем в 2013 году.
Грузооборот в портах РФ за 10 месяцев прирос на 3,2 процента, причём за счет экспорта: импорт за указанный период упал почти на четверть. И хотя лидерами перевалки продолжают оставаться порты Балтийского и Азово-Черноморского регионов, дальневосточные порты поднялись на первое место по темпам прироста перевалки грузов – 12,3 процента. Что отражает темпы, которыми Россия наращивает торговлю со странами Азиатско-Тихооке́нского региона (АТР).
В целом же российский экспорт (даже в его топливно-энергетической части) становится все менее сырьевым. По итогам января-августа 2015 года наш несырьевой экспорт превысил сырьевой на $20 млрд ($127 млрд и $107 млрд соответственно).






Сесилия МАЛЬМСТРЕМ

Сесилия МАЛЬМСТРЕМ


Импорт


Украина стремительно теряет позиции на российском рынке. По итогам 10 месяцев 2015 года украинские производители поставили продукции чуть более чем на $4 млрд  ($9 млрд в 2014 году, $15 млрд – в 2013 году). Кроме того, украинским производителям продовольствия с начала 2016 года грозит если не полное эмбарго, то ликвидация режима льготной торговли в  соответствии с началом действия экономического блока соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Что приводит к возникновению любопытных ситуаций.
Еврокомиссар ЕС по торговле  Сесилия Мальмстрем заявила, что ЕС не планирует увеличивать квоты Украины на поставку продуктов питания в страны Европы. Одновременно с этим госпожа Мальмстрём просит руководство РФ не вводить эмбарго на украинские продукты. Конечно, душить соседей нам не с руки, К тому же Украина продолжает нам поставлять  внушительные объемы продукции - даже сейчас, например, она торгует с РФ более интенсивно, чем Казахстан, а Беларусь первый раз обошла Украину только в 2014 году. Вот только  не вполне понятно, кто с кем создавал зону свободной торговли: Украина с ЕС или РФ с Украиной?
В целом же в географической структуре импорта в РФ наблюдаются такие подвижки:
– снижается доля импорта из ЕС (с 41,3 процентов до 38,1);
– растёт, хотя и медленно, доля импорта из стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничество (АТЭС) и Евразийского экономического союза  (ЕАЭС ) - с 36,2 процента до 37,9 и с семи процентов до 7,8 процентов соответственно;
– в абсолютных величинах импорт из стран Европы и стран АТЭС фактически сравнялся: $51,1 млрд  и $50,8 млрд соответственно. Вполне вероятно, что по итогам года АТЭС выйдет на первое место. Половина этого показателя приходится на Китай.
По общему обороту тенденции аналогичные, хотя до паритета конечно же далеко: 45 процентов до сих пор приходится на страны ЕС.






.

 


Что Россия активно ввозит*


(Поставки более чем на $1 млрд)


- машины и оборудование 59,1 
- одежда 5,1
- медикаменты 4,0
- алкоголь 1,2
- мясо свежее и мороженое 1,8
- чёрные металлы 2,5
- машины легковые 4,8
- мебель 1,3


*После упразднения режима льготной торговли с Украиной, её ниши (алкоголь, мясо, чёрные металлы, одежда, машиностроение) будут частично распределены между российскими производителями и импортом из СНГ.


Медленно, но верно


Поворот на Восток и восстановление экономических связей с ближним зарубежьем  в рамках
ЕАЭС идет, хотя и медленнее, чем хотелось бы. Торговля со странами Ближнего Востока, АТЭС начинает активно развиваться в формате торговых домов. Например, агрокластер «Фуд Сити», открытый в прошлом году, уже разместил на своей территории торговые дома Сирии, Ирана, Индии, Китая, Мексики и других стран. И речь не только о замещении привычных каналов поставок продуктов питания для московского региона. По предложению Минразвития Дальнего Востока в ноябре откроется российско-корейский торговый дом, призванный гармонизировать экспортно-импортные отношения между РФ и КНДР. Одно из перспективных направлений сотрудничества - поставки меди в обмен на
российское электричество.


Что бесит Запад


Стимулирует товарооборот международная инициатива РФ и КНР по отказу от использования доллара в международной торговле. Часть торговых операций между Россией и КНР уже ведётся в рублях и юанях, полная дедолларизация торговли между РФ и Казахстаном, как ожидается, будет достигнута к концу 2016 года. Аналогичные предложения сделаны Индии, странам Ближнего Востока. Прорабатывается формат бартерных сделок с Индией, Китаем, Ираном и Турцией.






.

 


Кстати


Отличная новость из Екатеринбурга: «Уралмаш» получил заказов на пять лет вперед!


В планах предприятия на ближайшую пятилетку ежегодный выпуск не менее 10 экскаваторов ЭКГ-18, рыночная стоимость которых составляет порядка 400 млн. рублей за машину. Второе направление, которое должно обеспечить высокую доходность «Уралмашзаводу» – производство мостовых кранов для металлургических предприятий, которые изготавливают из сваренных листов (применяется для транспортировки продукции внутри предприятия, а также для заливки жидкого металла). Их заказали производители чугуна – «Тулачермет-Сталь».



автор