Конева спас от расстрела Жуков
Дочь маршала: Самым страшным ругательством отца было «Барство!»
Когда на Военном совете обсуждалось проведение Парада Победы 1945 года, СТАЛИН предложил КОНЕВУ командовать им. Но тот отказался, сославшись на то, что не кавалерист и хотел бы идти во главе войск своего фронта. Сталин буркнул: «Зазнались вы, товарищ Конев. Поручим это товарищу РОКОССОВСКОМУ». В преддверии Дня Победы мы вспоминаем прославленного маршала вместе с младшей дочерью легендарного полководца Наталией КОНЕВОЙ.
Наталия Ивановна очень похожа на знаменитого предка. Профессор кафедры языкознания и литературы Военного университета Министерства обороны РФ, она возглавляет фонд «Потомки полководцев», куда входят дети и внуки тех, кто командовал фронтами Великой Отечественной: Жукова, Рокоссовского, Василевского, Малиновского, Еременко, Баграмяна… Всего около 70 полководческих семей.
- Мы объединились в середине 90-х годов - во времена развенчания исторических «мифов», - рассказывает моя собеседница. - Новоявленные «исследователи» говорили о том, что советские полководцы ничего не стоили, что у этих людей руки по локоть в крови и т.д. Мы посчитали это несправедливым и решили показать архивы и опубликовать документы, которые сохранялись в семьях. Это было уникальное поколение, многие, как мой отец, прошли две мировые войны. Папе было 18, когда его призвали в царскую армию. Его заметили и отправили в унтер-офицерскую школу, где он получил специальность офицер-фейерверкера - разведчика-артиллериста.
Наталия Ивановна КОНЕВА
- Каким вы вспоминаете своего отца?
- Даже в отставке, когда он был уже болен, папа все время трудился. Он оставил две книги воспоминаний, был председателем штаба общесоюзного похода по местам боевой славы, много ездил по стране. Представить папу в тапочках перед телевизором невозможно.
- Иван Степанович охотно рассказывал о войне?
- Эта тема никогда не уходила. В нашем доме всегда были журналисты, писатели: Константин Симонов, Борис Полевой, Александр Яшин… Папа много читал и собрал огромную библиотеку. Как член ЦК, он получал книги по специальному списку. В основном это были переводные издания и даже те, что считались антисоветскими, например «Собачье сердце».
- Маршала Конева описывают сдержанным на эмоции человеком. А к вам как он относился?
- У многих советских военачальников дети появились в зрелом возрасте. Я родилась в 1947-м, когда отцу было уже под 50. Папа научил меня кататься на лыжах и коньках, играть в теннис. Особой радостью было путешествовать с ним по лесу. Он знал названия всех грибов, ягод, деревьев и птиц.
Самое главное - он научил меня трудиться. «Дорогая моя, слава моя - это моя слава, а ты свою жизнь должна устраивать сама», - это его слова. Самое жуткое его ругательство было «Барство!».
Семейный обед: Иван Степанович КОНЕВ с женой Антониной Васильевной, дочерью Наташей и внучкой Аней (60-е годы)
- В каких случаях он это говорил?
- Когда я не хотела что-нибудь делать - работать в саду например. Он был человеком достаточно суровым и при этом удивительно проницательным.
У нас бывали семейные обеды по воскресеньям, когда собирались все, включая детей и внуков от первого брака отца.
- Как вам всем удавалось поддерживать отношения?
- Это папина заслуга. Когда он женился на маме, он сказал старшей дочери, которая поселилась с мужем у нас: «Маечка, вот хозяйка, если вас что-то не устраивает - живите отдельно». С мамой, Антониной Васильевной, отец познакомился на фронте, она была санитаркой в армии, которая входила в состав Калининского фронта под его командованием. Мама вспоминала, как вошла в штабную избу, куда ее направили прибраться, и увидела усталого, очень худого человека. Ей стало его жаль. В то же время она почувствовала, что этот человек может ее защитить. Мама переезжала с отцом с одного фронта на другой. После войны они вернулись в Москву. Прожили вместе 31 год.
- Почему ваш отец расстался с первой женой?
- С Анной Ефимовной папа встретился еще в Гражданскую на Дальнем Востоке - она спасла его от тифа. Это была очень яркая женщина. Анна Ефимовна прекрасно читала стихи, у нее всегда был особый круг знакомых. Она пыталась строить жизнь отдельно от отца. И он об этом знал. Это, видимо, его угнетало, и после войны он в семью не вернулся. Хотя их союз не был узаконен, в его личном деле записаны дети от первого брака: дочь Майя и сын Гелий. После революции многие военачальники имели гражданские браки. Отец и с мамой официально зарегистрировал отношения только в 60-е годы.
- После смерти отца многое для вас изменилось?
- Когда папы не стало, мне было 25 лет, я только окончила филфак МГУ. Мама нигде не работала. Мы и при жизни папы не шиковали. Он говорил: «Этот костюм ты себе купить не можешь, потому что надо как-то по-другому выстроить бюджет». Были государственная дача, государственная машина, но отца не стало - не стало ни машины, ни дачи. Хорошо, что в 18 лет я села за руль. Когда отец умер, стала возить маму на нашей машине. В 1973 году перед смертью папа написал мне: «Береги мать от всех превратностей судьбы», и я всегда старалась, чтобы эти превратности маму не коснулись.
«Маршал, а не Мадонна»
* Осенью 1941-го, когда немцы прорвали фронт в районе Вязьмы, Иван Степанович чуть не попал под трибунал. От расстрела его спас Жуков, заметивший, что «Конев умный человек и еще пригодится». А в 1946-м пришел черед Коневу заступаться за Жукова. Сталин вдруг заявил, что все заслуги в войне Георгий Константинович приписывает себе, на что Конев ответил, что у великого полководца хоть и трудный характер, но человек он честный и порядочный. Его поддержал практически весь генералитет. Георгий Константинович был отправлен в «ссылку» - на место командующего Одесским военным округом.
* По воспоминаниям маршала авиации Александра Голованова, Конев на фронте, бывало, бил палкой провинившихся командиров. «Лучше я морду ему набью, чем под трибунал отдавать», - говорил он.
На Параде Победы 24 июня 1945 года легендарный маршал возглавлял колонну 1-го Украинского фронта
* 27 января 1-й Украинский фронт, которым командовал Иван Степанович, освободил Освенцим, но смотреть на зверства фашистов командующий не стал: «Я боялся, что это зрелище заставит меня быть жестоким, и я начну мстить», - объяснил он.
* Весной 1945 года Конев руководил операцией по спасению картин Дрезденской галереи, которые фрицы спрятали в заминированных штольнях. Среди шедевров была «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Реставраторы приняли решение эвакуировать картины в Москву, и Конев предложил свой самолет. «Сикстинскую мадонну» самолетом? А если он упадет?» - ужасались искусствоведы. «Это очень надежный самолет. Я сам на нем летаю», - заверил военачальник. На что услышал: «Ну, вы же маршал, а она Мадонна». После этого, когда предстояло что-то трудное, Конев шутил: «Я же маршал, а не Мадонна».
Военно-полевой роман
В военное время люди как никогда мечтают о простых человеческих радостях и любят, как в последний раз. Многие бравые командиры именно на фронте встретили боевых подруг.
* Роман прославленного полководца Георгия Жукова и медсестры Лидии Захаровой продолжался с осени 1941-го по 1948-й. Рассталась пара после того, как маршал встретил новую любовь - военврача Галину Семенову, которая была моложе Жукова на 30 лет и позднее стала его второй и последней законной супругой. Но о Лидии Георгий Константинович не забывал. Когда та была уже замужем, помог получить квартиру в Москве.
* С военврачом Галиной Талановой судьба свела маршала Рокоссовского под Москвой в 1941-м. Всю войну Галя была рядом с Константином Константиновичем, хотя дома того ждали жена и дочка. В 1945 году в Польше Таланова родила от военачальника дочь Надю. Командующий дал ребенку свою фамилию, однако после войны вернулся к законной супруге. По словам внука Рокоссовского Константина, о существовании Надежды Константиновны в семье узнали только в 1996 году. Родственники познакомились и теперь общаются.
Георгий ЖУКОВ с женой Александрой и дочками Эллой и Эрой (1939 год). Фото из личного архива Георгия ЖУКОВА
* В 1942 году командарм Родион Малиновский вручил орден Красной Звезды 22-летней Раисе Курченко: выходя из окружения, служащая армейского банно-прачечного комбината сосчитала немецкие танки в поле. Через год Малиновский перевел девушку к себе в штаб и назначил заведующей столовой Военного совета. Поженились они после войны, когда маршал развелся с первой женой. В 1946 году у Родиона Яковлевича и Раисы родилась дочь Наталья.
* У Леонида Ильича Брежнева, получившего в годы войны звание генерал-майора, случился фронтовой роман с медсестрой Тамарой Лаверченко. Говорят, вместе с боевой подругой будущий генсек даже ездил к жене и детям, эвакуированным в Челябинск, где сообщил о намерении уйти из семьи. Виктория Петровна попросила его самому объяснить все детям. Но как только сын Юра бросился отцу на шею, тот оставил грешные мысли.
Завидовать будем!
Когда Сталину доложили, что один из командующих фронтом завел фронтовую жену, тот надолго замолк. У него уточнили, что все-таки с этим командиром делать. «Как что делать? Завидовать будем!» - произнес Иосиф Виссарионович.